?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 July 2012 @ 12:31 am
Со вкусом о снобизме или со снобизмом о вкусе...  
Оригинал взят у [profile] amiram_g  

В конце 90-х я попал на выступление поэтов. Что значило "поэтов"?, О, для меня много, хоть я тогда и совсем не писал стихов. Да и не думал о них вовсе. Хоть и пейсал графоманский роман. Который - тема отдельного разговора.
Ну, в общем, попадаю я на поэтический вечер. С одной своей хорошей знакомой, вкусу которой я вполне доверял - очень образованной девушкой, и была она русской, интеллигентной и одержимой быдлофобией.
А выступали там поэты (я тогда так думал, что поэты) - псой короленко и лев рубинштейн. Я, по тогдашней неискушённости своей, не знал, что Псой - старинное имя египетского святого, и решил, что это придуманное слово, причём создано оно методом скрещенья пса и его лая. Ах, как гениально, подумал я тогда.

Кансерт сей был в каком-то заведении в центре, уже и не помню, в каком.
Первое время я слушал плохо, в основном беседовал со своей знакомой, иногда, правда, улавливал какие-то фразы, летевшие со сцены, причём фразы были так себе, один читал, другой вообще - типа пел.

- Ах, какие вы молодцы, евреи! - вещала интеллигентная русская девушка, - в такое время, когда все стали угрюмыми, когда все наплевали на культуру, стали лавочниками, стали бандитами, вы СТИХИ пишете и читаете! Как я вас уважаю!
Я был вполне согласен, и тоже преисполнялся, что называется.
- Если бы не евреи, где были бы мы все? Семки бы лузгали! Что мы без Бродского, без Пастернака? Кто мы и что мы сами по себе? Мы же быдло на 90%!  Пьянь! Сволочь! Пролетарьят! Плуги! - говорила знакомая, затягиваясь сигаретами "Житан", она курила именно эту марку крепчайших, и, по моему мнению, абсолютно быдляцких сигарет.
Меня подобное самоуничижение не удивляло, я от этой знакомой частенько слушал подобные речи, и, признаться, был с ней согласен. Единственное, внутренний редактор в моей голове заменял "евреи" на "ашкеназские евреи". Кстати, по манере говорить, и даже немного внешне, эта моя знакомая дико напоминала "одну доцента" из фильма "Покровские ворота", ну помните, наверное, "ах, я вся такая спонтанная".
Периодически мы шумно аплодировали "поэтам". Я говорил что-то умное, причём, старался. Я был в тот момент Хоботовым, наверное. Я Вийона помянул, помнится, Лотреамона и Уайлда.

Мы заказали чего-то там, в том числе, и водки, платила знакомая, она была из хорошей и небедной семьи процветающих докторов.
Я выпил рюмку и ещё рюмку. А потом и третью рюмку. И тут я вслушался, потом - пригляделся. На сцене были двое - похожий на больную раком мартышку рубинштейн и патлатый бомжеобразный бородач, одетый в какие-то невообразимые тряпки.
Бородач был как-то особенно мерзок - он напоминал институтско-общажного прощелыгу по кличке Хиппарь, стрелявшего по обыкновению мелочь у первокурсников.
- Ах, какие они милые, какие же интеллигентные, - не унималась знакомая, периодически глядя влюблёнными глазами сквозь изящные очёчки то на сцену, то на покорного слугу.
А на сцене читали. Это была даже не графомания, нет. Графомания, по мне, это тоже - некое творчество, а тут творчеством и не пахло. Это была чистой воды дурь, клоунада, отдавашая Привозом, вялыми корками, оставшимися от пресловутых гарбузов, чесноком и, как мне представилось, дешёвым портвейном из житомирского махАзина.
Во всём это не было ни малейшей породы, ни капли благородства, ни грамма вкуса, и, разумеется, не было ни на просяное зерно какого-либо таланта.
И я начал злиться.
- Дорогая О., видишь ли, это некая стилизация под самое низовую часть галутного представления о евреях, это некое карикатурное подстраивание под представление о еврейском, сожившееся у образованных городских русских...
- Ничего подобного, это здорово и круто!
- Ничуть это не круто, если честно, по мне так отвратительно.
- Ну, во первых, ты родом из провинции, и многого не понимаешь. Это во-первых. А во-вторых, ты немного завидуешь, потому что они на сцене, а ты - нет, хотя и безусловно, ты не менее талантлив! И, думаю, мы из тебя сделаем...
Тут моя знакомая, не договорив, кого там "они" из меня "сделают" чмокнула меня в щёчку.
- Знаешь, О., - сказал я спутнице после паузы, - у сомелье есть один замечательный аксессуар. Это такая леечка, в которой - мелко промолотая пыль. Они этой леечкой "поливают" бутылки с вином, чтобы придать тем завершённый антураж, некую детерминированность. Чтобы те соответствовали своему содержимому. Так вот, этим господам на сцене не хватает перхоти. В эпоху Head and shoulders перхоть становится редкостью, а им, для того, чтобы соответствовать тому, что они тут производят, нужно иметь такие леечки, с имитацией слущенного эпителия головы. Пусть перед выходом посыпаются, а то аутентичность страдает.
Знакомая просто окаменела.
- Что? Перхоть? Какая перхоть?
- Обыкновенная, - говорю. Та самая перхоть. А стихи эти просто говно. Мерзкое. Даже круче. Это мiserere.
- Кошмар? - мгновенно перевела с латыни моя знакомая, я же говорю, она была образованная девушка, даже на удивление.
- Да нет, в медицинском значении. Каловая рвота. Будешь на третьем курсе изучать. Да и вообще, это не евреи.
У знакомой выпучились глаза.
- Как не евреи? Это евреи! Это эти, не такие, как ты, это, как их, ашкеназы, вот, ты сам говорил! (Общаясь со мной, она стала немного разбираться в евреях).
- Это не евреи, это ЖЫДЫ! - сказал я.
- Ккккто? Жыжы... Что? - она стала заикаться.
- Пархатые. Гнусные. Чесночные. Местечковые. Жуликоватые. Из страшной антисемитской сказки.
- Какака...
- Из дер штюрмера! Из русского монархиста! Из протокола сионских мудрецов!
- Да как ты...
- Слава России! Достоевский! Гоголь! А у них - перхоть!
Моя знакомая вскочила, уронив стул, и бросилась к выходу.
Я её больше не видел, точнее, видел, конечно, издалека, в институте, она буквально висела на одном кучерявом Мише с лечфака, с фамилией то ли Фишман, то ли Шифман. Но никогда с ней не разговаривал.





This entry was originally posted at http://kotomysh.dreamwidth.org/374258.html. Please comment there using OpenID.
 
 
 
naturanat_ura on July 22nd, 2012 07:39 pm (UTC)
чудесно :)
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 03:40 pm (UTC)
Спасибо:)
koshkapaisakoshkapaisa on July 22nd, 2012 07:40 pm (UTC)
Распространенный взгляд человека не готового воспринимать "другую" культуру. Когда в середине 90-х приехала из провинции в Питер наверное имела бы подобное мнение, хотя на моей родине к евреям как то ровно относятся.
Когда начинаешь видеть и слышать что то отличающееся от традиционной классики или попсы, то постепенно начинаешь принимать все. Псой кстати прикольный:)
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 03:40 pm (UTC)
Кого Вы имеете в виду? И чью культуру?:)
koshkapaisakoshkapaisa on July 23rd, 2012 04:13 pm (UTC)
В виду имею героя Вашего повествования,а "другая" культура - это субкультура,андеграунд, то, чего нет на ТВ, в прессе,не висят афиши, а если и висят то не каждый их заметит.
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 04:40 pm (UTC)
Это не мой герой и не мое повествование:)
Что касается его отношения к Псою Короленко - то автор, безусловно имеет право на свое мнение и с академической точки зрения прав относительно художественной ценности творчества П.К. Но он, действительно, много не понимает, а главное, не хочет понимать. Но это его право.
omega14zomega14z on July 23rd, 2012 07:40 am (UTC)
Занятно.
Мне тоже доаодилось встречать такую надрывно-самоуничижительную точку зрения "ах, какие мы быдлы, как нас надо воспитывать" Но эти люди были мне бесконечно чужими.
посему воспринимались как забавная экзотика - мол, и такое бывает.
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 03:55 pm (UTC)
Надо сказать, что мне повезло пройти через множество этапов и побывать чуть ли не во всех шкурах в этом смысле:) Истина, как обычно, где-то посередине: это, конечно, не искусство, не музыка и не поэзия, но это, безусловно, забавно, а кое-что талантливо, и это, без сомнения балаган и хулиганство. А что касается русского мата - его можно любить, не любить, но если кто-то не понимает особенности культуры мата - это его личные этнографические проблемы, потому что, если ты не знаешь объяснений событию, это не значит, что их нет.
А слово "быдло" я не люблю. В любом обществе есть умные и дураки, есть воспитанные люди и хамы, есть "рефлексирующие интеллигенты" и мыслители, способные дать в морду, кого только нет. И все нужны, и все необходимы в свое время и на своем месте. Другое дело, что не каждый понимает взаимозависимости и взаимообусловленности явлений, и страдает от "несовершенства" мира, это - желание улучшить Вселенную. Сомнительно, что страждущие лица компетенты для этого:))
cczy: капитанcczy on July 23rd, 2012 11:39 am (UTC)
Если бы не евреи, где были бы мы все?
Действительно. Всё бы было по-другому.

А если серьёзно, рассказ понравился. Интересно и язык живой. Спасибо.
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 03:55 pm (UTC)
Re: Если бы не евреи, где были бы мы все?
Рассказ дивный:)
cczycczy on July 23rd, 2012 04:12 pm (UTC)
Рассказ дивный:)
На меня тоже он произвёл очень положительное впечатление.
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 04:41 pm (UTC)
Re: Рассказ дивный:)
Героиня хороша:) Интересно, надолго ли. Зачастую восторженная юдофилия оканчивается черной юдофобией и антисемитизмом.
cczycczy on July 26th, 2012 03:48 pm (UTC)
юдофилия оканчивается черной юдофобией
Тут я пас, в таких превращениях особо не разбираюсь.
Evelina De Lainevelina_de_lain on July 23rd, 2012 02:13 pm (UTC)
А вот объясните мне, наивному человеку, почему если кто-то что-то плохо делает или вообще человек-редиска, ну или просто не понравился другому, и, при этом - этот редиска принадлежит к тому или иному виду социального меньшинства - почему признак этого меньшинства обычно указывается, как один из основных признаков при критике "редиски"?
почему нельзя просто сказать - фиговый исполнитель и жуткий поэт, почему их национальная принадлежность должна играть роль?
kotomyshkotomysh on July 23rd, 2012 04:06 pm (UTC)
Потому что в данном случае американским евреям стыдно за русского еврея. Мне за этим видится нарциссический симптом: хотим чтобы евреи играли только в симфонических оркестрах и не появлялись на арене цирка! При этом, по правде сказать, среди евреев полно и симфонистов, и известнейший рокеров, и бездарной попсы, и просто дураков со скрипками. И это нормально для здоровой нервной системы, а нездоровой от этого больно.
И еще потому, что они считают, что пристрастие к мату и клоунаде роняет человеческое достоинство, а нежелание разбираться в вопросе и пытаться понять причины - возвышает их над "толпой". Очень типичное отношение для тех, кто считает себя рафинэ. Я сама до некоторой степени из их числа. Только я не отвергаю "низкое" искусство, я просто не люблю его и стараюсь не слышать, но довольно хорошо понимаю порождающие его причины, его необходимость определенным людям, его роль в эволюции.