?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 December 2015 @ 06:38 pm
Комби - теизм  

Всякая народная религиозность полна суеверий, восходящих ко всем предшествующим виткам религиозной мысли, а заодно и заимствований из разноообразных мифологий.
В этом смысле и русские народные верования и обычаи имеют крайне мало общего с христианством в целом и православием в частности.

Каково же положение дел в Камбодже?
Не будем касаться просвещенного монашества и образованного слоя верующих, коих, как вы понимаете, меньшинство. Поговорим о простом народе.


Буддизм Камбоджи официально относится к традиции Тхеравады. Но на деле все не так просто.

Тхеравада на этой территории была не первой. Во-первых, индуизм здесь появился раньше, во-вторых, в IV v здесь распространилась Махасангхика, потом вновь вернулся индуизм, и, наконец, синтетический культ Дэва-Раджи (Божественного Короля), интегрировавший культы предков, культы духов земли, тантрические идеи и черты шиваизма и вишнуизма. Олицетворял культ храм Шивы, построенный во дворце, но и буддизму нашлось место: царь почитался как воплощение Бодхисаттвы, чтобы и буддийская мифология составной частью вошла в состав культа: все довольны, страна едина.

Тхеравада вообще - одна из школ буддизма, последователи которой считают ее старейшей в мире (по-сравнению с Махаяной и Ваджраяной), т.е. наследующей первым буддистам (что не вполне соответствует действительности), это и отражено в ее названии: "стхавиравада" (санскрит), "тхеравада" (пали) - "учение старцев" или "старейшин"; т.о. это наиболее консервативная, ортодоксальная традиция.

Основой Тхеравады является "палийский канон" - священные тексты буддизма, записанные на пали - одном из "народных" языков Индии, являющихся основными для отдаленных провинций, и тех, кого арийское население Индии считало дикарями и варварами. Окончательное оформление палийского канона и Тхеравады, объединившей в себе все ранее существовавшие воззрения этого течения, произошло на Шри-Ланке XIII века, отсюда тхеравадийское учение и было занесено в Камбоджу и соседние страны.
Надо оговориться, что буддизм возник в Индии как революционный протест простого народа, низших каст, простив социального неравенства, закрепленного в религиозной форме индуисткой традицией. А надо заметить, высшие варны и духовенство традиционно использовали санскрит - священный и, в своем роде, "тайный" язык, недоступный всем подряд. Будда Шакьямуни, будучи царевичем, разумеется, знал санскрит и вещал, скорее всего, на нем, но, поскольку, как и позднее Иисус, не оставил собственноручных записей, то последователи изложили все доступным им языком: кто чем владел.
В кхмерском языке по сей день сохранилась аналогичная двойственность:"высокая" и "низкая" формы языка, как отдельные языки аристократии и священства в противоположность простолюдинам (не путайте с литературным и разговорным). И точно так же, как в старину, "высокий" язык ближе к санскриту, а "низкий" - упрощенная, вульгарная форма (не просторечие, которое само по себе имеется в составе "низкого" языка).

Т.о., попросту говоря, буддизм Тхеравады произошел от народного варианта народной религии, записанной народным языком, но доступной малой части народа.
Получилось не столько "чистое" учение, сколько косное: буддийская философская мысль не получила дальнейшего развития, а многие идеи спорны с точки зрения других буддийских школ. Но и этим дело не ограничилось.
Камбоджа исторических времен находилась под властью выходцев из Индии и была индуистской. На небольшой период времени она становится буддийской, но вскоре все возвращается на круги своя: аристократия возвращается к индуизму, а буддизм остается существовать в "протестантском" народном формате. А значит, верующие плохо образованы и малограмотны.
Важным обстоятельством является один из основных постулатов Тхеравады - курс на индивидуальное Освобождение и исключительно монашеский путь к нему. Или ты монах и у тебя есть шанс, или ты не монах. Что, в свою очередь, еще больше отдаляет простого человека от смысл учения Будды.
Зато добавляет экзотики.
Когда в Непале буддист Ваджраяны, весьма образованный и в общем, и в религиозном смысле, сказал мне, что в современной Камбодже население исповедует индуизм, я изумилась. Но немного подумав, я поняла, что во многом он прав.

Во-первых, буддизм наследовал индуистские идеи, понятия и термины в тех или иных коннотациях, по сути являясь развитием индуистской философии;
во-вторых, религозные воззрения и традиции элиты неизбежно находят отражение в народном сознании, будучи зафиксированными в скульптуре, архитектуре, живописи, праздниках, музыке, танцах: кто заказывает музыку, тот и вкладывает в нее свою религиозную мысль;
в-третьих, повседневная религиозность консервативна, инертна и реакционна - что бы ни выдумывали элиты, народ продолжает почитать духов предков;
в-четвертых, народ и элиты Камбоджи, как и все народы под-арийских государств, этнически не были тождественны своим правителям: как обычно "белые" управляли "черными", а значит, "низшие" слои - аборигены - сохраняли свои автохтонные традиции.

Что мы имеем на сей день?

Простой народ считает Будду богом и молится ему как богу. Т.е. не почитает его как основателя Учения и Указавшего Путь, а просит исполнить желания. И ожидает пришествия Будды Грядущего - "мессии". Хотя, строго говоря, оттуда, куда ушел Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, не возвращаются.



Шива и Нанди. Буддийский Ват в Сиануквиле

Вместе с Буддой всюду можно увидеть изваяния индуистских божеств, преимущественно Шивы, Вишну, Кришны, а так же, Ганги, Ямуны, Ганеши, Ханумана... Причем, народ тольком не знает, кто изображен на статуях и рассказывает какие-то сказки, имеющие мало отношения буддизму (надо признать, что и к индуизму тоже), считая Ханумана царем обезьян, например. Когда я спросила, кого изображает скульптурное воплощение Праджняпарамиты, мне ответили: "Бога Весны". Но в Буддизме нет богов, а в индуизме - кто это: Сарасвати? Рати? Мохини?
А когда я поинтересовалась изображением Ганги, мне рассказали совершенно безумную историю о женщине, отрезавшей свои волосы для спасения Будды от крокодила(?) Имелась в виду, надо полагать, Притхиви, или Патхави в палийском каноне, по-местному, Пхра Мэа Тхорани (Священная Мать-Земля), которую призвал в свидетели Будда, во время искушения демоном Марой, и которая водой из своих волос (по другой версии из кувшина) смыла всю армию Мары. Хотя, в Сиануквилле стоит женская статуя на Макаре (вахана Ганги), с распущеными волосами, характерными для иконографии Матери Земли. Такой вот гибрид.
В соседнем Таиланде Гангу считают рекой Чаопрайей и, судя по статуям, тоже путают с Патхави.

Снимок экрана 2015-12-08 в 13.08.16.png
Притхиви. Ват Лы. Сиануквиль.

Снимок экрана 2015-12-08 в 13.11.33.png
Гибрид Ганги и Притхиви на пляже Индепенденс



Шива-лингам в Пном Кулен. Трудно повертить, но человек на фото совершает индуистскую пуджу.


Шива-лингам является неотъемлемой частью духовной жизни кхмеров, он везде и по любому поводу и без. Довольно забавна трансформация Шива-лингама в сознании рядовых верующих: они ставят Шива-лингами в "священных местах", где они соседствуют со статуями Будды и статуями разнообразных духов, святых; безошибочно опознав в шиваистском символе известную часть тела, они приносят к алтарям не только маленькие лингамы, но натуралистично выполненные фаллосы и фаллоимитаторы. Служители культов направляют народную творческую мысль к бананам, которые и можно увидеть буквально на всех жертвенниках (после уборки жрецами пенисов)


Натуралистичные пенисы и бананы на жертвеннике


Шива-лингамы  и "домики духов" в Печ Нил, с точки зрения кхемров, следует полить водой лингам и умыться ей, вытекающей по стоку йони




Камбоджийское изображение Будды является по форме и по сути изображением девятого аватара Вишну, а вовсе не буддийского Будды.
Почему? Да потому что непременным атрибутом кхмерского Будды является многоголовый змей (наг), на кольцах которого сидит Будда и который защищает своим капюшоном Будду сзади и сверху. Дело в том, что многоголовый Наг - это Ананта Шеша, Санкаршана, аватар и гвардеец Вишну, Баладэва, Лакшмана - Вечный, Изначальный и Бесконечный Великий Змей, пребывающий в сердце Шивы - своего порождения... Шеша служит ложем Вишну и прикрывает от дождя только Вишну с его семьей. А значит, кхмеры поклоняются не тому же Будде, которого почитают буддисты, а именно аватару Вишну.
В чем разница? С одной стороны, это, если смотреть глазами христиан, как пророк Иса по отношению к Аллаху: хороший человек, но не верховная сущность. А с другой стороны, опять же по аналогии с христианством, Будда в объятиях Шеши - Искуситель, Сатана, дьявольская сторона Бога, выявляющая грешников и вероступников и обрекающая их на погибель. Согласитесь, далековато от буддистского взгляда на Будду как Спасителя, Освободителя, указавшего Путь...



Шеша


Вишну под сенью Шеши


А это кто?


И дело не только в том, что при переходе от одной религии к другой, чем все сносить, так лучше обрубить лишние руки статуям и переименовать их, что, согласитесь, практично.
Правда, справедливости ради, надо сказать, что есть и буддийский миф о Царе Нагов и Будде. Змея звали Мукалинда или Мучалинда и он укрыл Будду от дождя так же, как Шеша укрывал Кришну. Индуистское наследие. Правда, у Мучалинды, была одна голова, в отличие от Шеши.


Будда под сенью Мучалинды

Поскольку нагов кхмеры считают своими предками, видимо, потому что арии считали их "нагами": так же как и прочих "неариев", которых не относили к чертям и людоедам, т.е. нравы которых были относительно приемлемы с точки зрения завоевателей, и с которыми удавалось договориться. Возможно, название они получили потому, что их тотемным животным была змея, а может в силу "змееборческой" традиции арийских божеств, олицетворяющей борьбу с Хаосом, Неведением и Беззаконием. Так что, признание себя потомками нагов - признак принятия аборигенами арийской власти, а Будда в объятиях Нага - символ принятия коренными народами буддизма.
Индуистская легенда повествует о победе Кришны над демоном Калией -  многоголовым нагом, с которым боролась и любимая вахана Вишну - Гаруда,  и изгнании последнего на юго-восток. Кхмеры считают своим прародителем Раджу Калию. Не того ли?


Гаруда оседлала нага. Калию?

Кхмерам вообще очень нравится вишнуитский Шеша, его изображения предваряют входы в храмы и дворцы, украшают фасады и т.д. Правда, его путают не только с Мучалиндой, но и с Васуки, и с Калией - царем Змей, которого использовали в качестве веревки при Пахтании Океана.

Помимо индуистских и буддийских изваяний широко распространено поклонение всевозможным местным "духам". В нашей местности, к примеру, это Йеай Мао - дух женщины, который лучше почитать, чем нажить от нее неприятностей. Вот мой пост о ней.

И в монастырях, и рядом с другими местами поклонения кому-либо, сидят прорицатели, гадатели, за небольшую плату предсказывающие будущее (обычно, богатое)

И радом с "местами силы", и даже в Национальном Музее, можно повязать оборонительную "нить желаний" на руку и быть побрызганным дешевыми духами - на счастье.

Рядом с каждым жилищем, офисов или магазином, в Камбодже вы увидите "домики духов" - алтари, "защищающие" дом от проникновения "злых духов".
И вообще народ Камбоджи очень суеверен, какие-то ниточки, ленточки, рис и курица для Будды, все это больше похоже на индуистские и еще более древние языческие ритуалы.

Что еще любопытно, на Шри-Ланке, где сформировалась Тхеравада, порактически не едят мяса, индуизм прямо запрещает мясо, буддизм, строго говоря, не рекомендует. Но, как мне заявил один вполне образованный кхмер, "евреи не едят креветок, мусульмане - свинину, индусы - говядину, у христиан - посты, а я буддист, мне все можно". Скажу, как буддист буддисту: можно, но не все, не всегда и не при любых условиях.

Прямо сегодня в Национальном Музее какая-то кхмерка вручила мне цветы и потребовала возложить их к маленькому жертвеннику рядом со статуей Шивы. Я полюбопытствовала, буддистка ли она. Дама ответила, что рождение Будды не повод забывать предыдущих богов :-)
Чтобы была понятна странность сообщения, поясню. Шива - очень древний Бог Жизни Вселенной. Будда - ни разу не бог. Некоторые индуисткие религиозные школы считают Буду девятым (двадцать пятым) аватаром индуисткого бога Вишну (довольно негативным аватаром, Искусителем "неверных", что, мягко говоря, не соответствует буддистским взглядам).
В следующем зале мне вручили лотос, чтобы я возложила его к ногам Будды...

Вот такая эклектика.