kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Пурим

Пурим в этом году приходится на 28 февраля, что соответствует 14 адара по еврейскому календарю.
Этот праздник – дань памяти о чудесном спасении евреев от жестокого истребления злостным антисемитом Аманом в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса). Свое название праздник получил от аккадского слова «пуру», что в переводе означает – жребий. Ведь именно жребий бросал Аман, чтобы определить в какой месяц начать истребление евреев. История этих событий передается из поколения в поколение и является не просто еврейской национальной легендой. Этим событиям посвящена целая книга - Мегилат Эстер «Свиток Эстер» (Есфирь). В чём потрясающая важность «Мегилат Эстер», такая важность, что мудрецы сказали, что в будущем, когда все книги Пророков и Писаний будут отменены, «Мегилат Эстер» останется в полной силе? В чём эта важность?



С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? Дело было так... Перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Б-гом.

Пошел тогда Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников.



Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги.

В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара.



Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание.



Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая.



Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев. .

Аман был казнен - повешен на дереве. А страх и печаль, в которых пребывали евреи, сменились радостью и всеобщим весельем. Следующим утром, 14 адара, все евреи Персии праздновали свое избавление от великой опасности. И с тех пор, для всех евреев этот день - 14 адара - стал великим и веселым праздником «Пурим».

В городах, которые во время событий, описанных в «Свитке Эстер», были окружены крепостной стеной, как тогдашняя столица Персии город Шушан, Пурим празднуется на следующий день, 14 адара, и называется Шошан-Пурим.
В високосный год по еврейскому календарю (семь раз за каждые 19 лет) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется Пурим-катан (малый Пурим).

До наших дней дошли определенные заповеди, которые евреи обязательно должны исполнять в Пурим:

Празднование Пурима, по сути, состоит из трех заповедей:
1) матанот ле-эвьоним, «подарки бедным», когда необходимо дать возможность отпраздновать Пурим тем людям, у которых на это нет средств,
2) мишлоах манот – когда нужно послать, по меньшей мере, двум знакомым посылки со сладостями, и, наконец,
3) собственно чтение или слушанье Мегилат Эстер – Свитка Эстер (Книги Есфири).

Чтение свитка «Эстер».
Днем и вечером в Пурим принято вслух читать «Свиток Эстер» - как напоминание о произошедшем чуде. Для чтения «Свитка Эстер» собирается вся семья. При чтении «Свитка» принято трещать трещоткой или другими предметами, издающими шум, чтобы заглушать произношение имени Амана. Обычай шуметь при упоминании имени Амана – очень древний и широко распространен в еврейской диаспоре.




Посылание угощения.
Считается, что в этот день нужно обязательно угостить блюдами с праздничного стола, по меньшей мере, одного человека. Смысл такого угощения - приумножить веселье и показать единство еврейского народа. Причем, блюда принято именно посылать через посланника, а не угощать самому. В качестве «посыльных» обычно выступают дети, которые ходят по улицам с подносами, наполненными фруктами и сладкими пирожками. От адресата дети также получают взамен какой-нибудь подарок. Праздничные угощения обычно посылают днем, а не накануне праздника вечером.

Благотворительность и подарки бедным.
В этот день принято одаривать бедных подарками. В качестве подарка могут выступать - деньги, угощения или любой другой предмет, которому бедняк обязательно будет рад. Подарок нужно подарить не менее, чем двух людям. Для евреев нет более достойной радости – чем обрадовать в этот день бедных, сирот и вдов.



Праздничный пир.
Праздничная трапеза в Пурим должна отличаться обилием различных блюд и вин. В этот день разрешено «баловать» свое тело излишеством еды – в память о физическом спасении евреев. К праздничной трапезе, как правило, приступают днем, после утреннего чтения «Свитка Эстер»
Неотъемлемый атрибут праздничного стола в Пурим – треугольные пирожки, с начинкой из меда и мака - хоменташен . Пирожки имеют треугольную форму в память о том, что казненному Аману, по обычаям того времени, отрезали уши. На иврите традиционное пуримское печенье так и называется – озней Аман («уши Амана»), а вот на идиш хоменташен означает шляпу Амана. На средневековых иллюстрациях к Мегилат Эстер злодей изображен в треугольной шапке, форму которой и напоминает нам печенье. Еще одно объяснение: «хаманташ» может также означать «Аман обессилел» («таш кохо»), когда он пришел нанести вред евреям; подразумевалост, что то же самое произойдет со вскяим, кто пойдет по его стопам.
Скороее всего, реальная история происхождения названия этого кондитерское изделия связана с мешком маковых семян, называвшемся манташен. Это имя со временем было искажено в хаманшташ – «карман амана». Таким образом, есть хаманташ превратилось в выполнение заповеди по уничтожению Амана. А начинка для пирожков служит напоминанием об Эстер, которая в царском дворце никогда не ела некошерной пищи.
На праздничном столе обязательно присутствуют блюда национальной еврейской кухни: клецки, сваренные в бульоне (Креплах), густой овощной суп с мясом, запеченная в горшочке баранина и другие традиционные и современные блюда. Традиционное мясное блюдо на Пурим - грудка индейки под тремя соусами. На иврите индейка зовется «тарнеголь году», что в переводе означает - индийский петух. Обычай есть индейку на Пурим – это своеобразное напоминание об огромном царстве Ахашвероша «Ми году ад Куш». Ну и, конечно же, какой праздничный стол без рыбы? Только в Пурим ее готовят не так как обычно, а запекают предварительно фаршировав зеленью. Из сладких блюд на праздничном столе присутствуют пуримная хала - пурим чаллах (хала с изюмом) и рыба в уксусе с изюмом и специями. Пуримная хала с изюмом – обязательная часть трапезы для произношения «Гамоци» - традиционное благословение на хлеб. На стол ставят семечки, фасоль и крупы в память о скудном питании царицы Эстер., пирожные, сладкие пироги, свежие фрукты и конфеты.
На столе в этот день должно быть очень много вина - как напоминание о пире в день великого спасения. Пир имеет для евреев особое значение – ведь именно во время пира молодая царица Эстер сумела убедить Ахашвероша пощадить евреев. Вина в этот день должно быть выпито столько, чтобы на слух невозможно было отличить «благословения Мордехая» от «проклятий Амана». Праздничная трапеза, согласно древним предписаниям, должна длиться от полудня до полуночи.



Маскарад.
В этот день принято устраивать традиционное представление под названием Пуримшпиль. Взрослые и дети переодеваются в маскарадные костюмы, изображающие разные персонажи событий «Свитка Эстер». Карнавальные костюмы, изменяющие человека почти до неузнаваемости, служат еще одним напоминанием о том, что именно в Пурим, много лет назад, – произошло чудесное изменение судьбы евреев.

Поистине, Пурим – это самый радостный еврейский праздник, напоминающий не только о чудесном спасении евреев, но и о победе добра над злом.



О Пуриме серьезно и не очень

Источники:
1
2

Tags: религия
Subscribe

  • Злонамеренность: легенды и истории.

    Последняя попытка Кришны. И когда уже было понятно, что война неотвратима, несмотря на это, Кришна счел необходимым еще раз предложить мирные…

  • Чтение чтению рознь

    И это же относится к сериалам и развлекательному кинематографу. В первой четверти жизни любовь к чтению создает Человека Культуры. В детстве…

  • Обладает ли собака природой Будды?

    В древней философии Индии содежится наблюдение: существуют непреодолимые противоречия. Между казаками и разбойниками. Между пролетариатом и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments