kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Обычаи Пурима



Мишлоах Манот (шлахмонес) и подарки бедным

Обычай посылать подарки (мишлоах манот) является своеобразным внешником символом Пурима. Повсюду в Пурим мужчины и женщины, взрослые и дети заполняют улицы, несут тарелки, корзины и подносы, заполненные выбранными пуримными угощениями и завернутые в расшитые салфетки. Многие из «посланников» одеты в маскарадные костюмы, и это усиливает праздничную атмосферу Пурима.



В Иерусалиме был обычай посылать девушек с особым, большим и роскошным мишлоах манот их будущим мужьям; мороженное, пироги и конфеты были красиво разложены на гигантских круглых подносах.
В современном Израиле у мишлоах манот есть семейный, соседский и даже национальный аромат. Люди посылают их, например, солдатам, несущим службу, пограничным поселениям и нуждающимся. Дети обмениваются символическими мишлоах манот в школах, к собственному удовольствию. Некоторые вносят в мишлоах манот пародийный, юмористический стиль.



Произведение шума при упоминании имени Хамана

Особая атмосфера царит в синагоге во время чтения Мегилы. Многие из молящихся приносят с собой собственные кашерные мишлоах манотегилот (свитки) – тз опасения, что иначе они пропустят слово или два при чтении; в этом случае они проговаривают про себя пропущенное слово из собственной Мегилы, выполняя мицву (заповедь) слышать текст полностью.



Дети в разнообразных нарядах держат в руках все, что может производить шум – тарелки, палки, погремушки, пуримные хлопушки и т.п., и приводят их в действие каждый раз, когда чтец произносит имя Хамана: бьют палками, гремят трещотками, оглушительно взрывают пуримные хлопушки. Ужасный шум добавляет атмосферу общей радости и веселья. Чтец ждет, пока шум стихнет до уровня, позволяющего продолжать чтение Мегилы – до следующего «Хаман».

Другой обычай – писать имя Хамана на подошве ботинка и бить по ней вторым ботинком, пока имя притеснителя не сотрется.





Обычай производить шуи при упоминании имени Хамана – очень древний, он широко распространен в еврейской диаспоре. Некоторые строгие раввины пытались запретить этот обычай, поскольку он мешает чтению Мегилы, но праздничная атмосфера Пурима победила и обычай глубоко укоренился в пуримнойм фольклоре.



Но ни топанье и ни стук не заглушают имя Амана так основательно, как трещотка, особенно когда она в детских руках! На иврите такая трещотка называется (раашан), а на идиш ее называют - грейгер. Их часто делали из дерева, нередко из серебра.
На пластинке с зубчатым колесиком на ручке надпись: "Будь проклят Аман, желавший нашей погибели".









А в Еврейском музее в Нью-Йорке есть деревянная колотушка из Польши, где молоточек поочередно бьет по головам Амана и Гитлера...

Пуримные игры

Еще в талмудические времена был широко распростанен обычай играть в специальные пуримные игры для того, чтобы увеличить радость. Талмуд расскаызвает о древней игре, называемой Мешаварта де-Пурим, в ходе которой делали большрй костер, а дети прыгали через него или вокруг него.



В период Геоним распространился другой обычай – сжигать куклу злодея Хамана и танцевать вокруг горящего костра. Иногда вешали над костром большие кольца, и юноши прыгали сквозь них над огнем. За столетия эти и другие пуримные игры прошли свою эволюцию в разных общинах, и появились метсные пуримные игры – такие как «продажа Иосифа», Эяков и Эсав», «Давид и Голиаф».



Импровизированные пуримные труппы ходили по еврейским домам, разыгрывали представления. Самая распространенная пьеса называлась, разумеется, «Ахашверош шпиль» (или пуримшпиль), в которой участвовали все герои Мегилы; они говорили стихами или пели под музыку.


«Ве-нахафох ху»

Простая, дурашливая атмосфера Пурима привела к росту изобилия шуток, клоунады и юмора, основанных на словах из Мегилы: «ве-нахафох ху» - «а случилось наоборот». Другими словами, все перевернуто, и люди смеются над всем.

«Пуримный раввин»

В этом контексте распространился обычай назначения «пуримного раввина». В роль такого «раввина» входило читать «пуримную Тору», шутливо пародируюшую библейские и талмудические тексты. «Пуримный раввин» предоставлял возможность высмеивать общественных деятелей и лидеров обшины, удовлетворяя «,желание отомстить деспотом», изрядно надоевгим за год.

Маскарад

Обычай переодевания на Пурим – исключительно древний. В частности, он был необычайно широко распространен в Италии. 400 лет назад (или несколько раньше) р. Йехуда Минц написал «Респонсу» (послание, содержащее законопоставление), разрешавшее мужчинам одевать женскую одежду на Пурим, несмотря на то, что это строго запрещалось ашкеназскими раввинами. Р. Йоэль Сиркис («Бпйит Хадаш») в Польше яро возражал против этого разрешения р. Йехуды Минца (по поводу Пуримного переодевания), и обосновывал свое возражение стихом из Второзакония (22:5):
«не оденет женщина мужскую одежду, не оденет мужчина женскую одежду»



Он также предостерегал против того, чтобы мужчины одевали маски так, что их нельзя будет распознать, поэтому это должно быть запрещено на Пурим и на свадьбах. Книга обычаев Вормской общины описывает, как праздновался Пурим, следующим образом: «В Субботу перед Пуримом, рано утром, юноши уходили в дом, расположенный далеко от синагоги, где они меняли верхнюю субботнюю одежду на пиджаки, в которых был зашит правый рукав. Каждый из них водружал на голову остроконый колпак. Когда они покидали этот дом, они шли парами, рука об руку. Перед ними шел служка, одетый в клоунский наряд, пританцовывая и дурачась...»



В наше время самым заметным внешнийм проявлениям Пурима является одевания маскарадных костюмов, главным образом детьми, хотя молодежь и взрослые иногда также переодеваются или принимают участие в маскараде.




http://www.forumgallery.com/current_on1.php?id=221&imagenum=14

Tags: религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments