kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Песах и свобода



 Современное понимание свободы

Еврейская традиция называет Песах "Праздником свободы". При этом подчеркивается, что источником этой свободы является не просто физический уход из рабства, но что свобода обретается только после принятия Торы, после реализации религиозного аспекта Исхода.



К словам Торы "а заповеди были высечены ("харут") на скрижалях" (Исход 31:16) Талмуд добавляет: "Прочитай слово "харут" как "херут" ["свобода"] - ибо Тора, высеченная на скрижалях, дает тебе свободу".

В обычном массовом сознании понятие "свобода" ассоциируется со светским образом жизни - а совсем не с религией, тем более не с еврейской, наполненной массой регламентирующих деталей. Современный человек назвал бы свободным скорее того, кто не обязался ничего соблюдать, нежели того, кто связал себя высеченными на скрижалях заповедями. Мы видим, однако, что еврейское восприятие свободы несколько иное. В чем его смысл?



Свобода по определению - это приоритет внутреннего над внешним. И нерелигиозный взгляд отождествляет "внутреннее" с желаниями личности, а внешнее - с обстоятельствами, принуждением, волей других. И поэтому нерелигиозная трактовка понятия "свобода" очень близка к понятию "произвол". Еврейский религиозный взгляд смотрит на эти вещи более глубоко.


Физическая свобода


Да, Тора принимает и ценит физическую свободу, свободу тела от физического порабощения, свободу человека или народа распоряжаться собой. Физическая свобода человека имеет духовную ценность, потому что внешнее угнетение принижает Богоподобность человека, его ценность и величие, красоту и святость. Эту свободу мы получили, избавившись от притеснения египтянами, и освобождение из физического рабства является важной составной частью празднования Исхода.




Однако противоречие между "внутренним" и "внешним" существует не только между мною и окружающим миром, но и внутри меня самого. И поэтому, кроме свободы физической, иудаизм ценит и другой аспект свободы: свободу Божественной искры, являющейся внутренней сущностью души человека, властвовать над внешними элементами его души - над его страстями, соблазнами, сиюминутными желаниями.

В нерелигиозном мировосприятии человек зачастую отождествляет свое "я" со своими внешними побуждениями. Иудаизм отрицает такое отождествление; он считает, что сутью человека, его настоящим,внутренним "я" является горящая в нем Божественная искра, а целью человека - реализация потенциала, заложенного в этой искре.

Духовная свобода

Духовная свобода выражается в том, что человек как личность сможет двигаться по пути, указанном его Божественной искрой. В окружающем мире мы видим часто, как человек, гоняющийся за реализацией текуших соблазнов, становится рабом своих страстей; и такого человека, конечно, нельзя назвать духовно свободным. В то же время идеал иудаизма состоит не в том, чтобы страсти были подавлены - но в том, чтобы человек мог управлять своими страстями, чтобы он мог направлять энергию страстей на реализацию миссии, диктуемой человеку его Божественной искрой.



Божественная искра - это не просто (и не только) "творческое вдохновение", но это частица Божественной сущности, являющаяся внутренним стержнем души человека. Реализация потенциала Божественной искры - это всегда "прилепление к Вечности", осушествление - в самых разных аспектах, Богоподобного потенциала человека.

Иудаизм считает,что свобода распоряжаться своими страстями для реализации потенциала своей Божественной искры, неотделима от принятия заповедей, иначе страсти поработят человека. Тот, кто не хочет быть слугой Бога, становится слугой своих страстей", - говорит Талмуд. Тора дана человеку не для того, чтобы он был порабощен заповедями - но для того, чтобы эти заповеди были орудием раскрытия потенциала, заключенного в его личности.

Именно этот религиозный идеал свободы мы и празднуем в Песах, в день нашего освобождения из Египта.


Песах и свобода слова

 

Песах - это праздник выхода из Египта. Египет, как всем известно, называется на иврите “Мицраим“, от слова “цар”, узкий. Связано это, конечно с тем, что эта страна - очень длинная, узкая лента вдоль линии Нила. Но Египет связан с понятием “узкий“ не только географически. Еврейская традиция считает, что эта страна по самой своей сути узкая, сдавливающая человека, и в этом “внутренний“ смысл ее названия “Мицраим“. И поэтому “выход на свободу из Египта“ всегда понимается как “выход из разных Мицраим’ов“, т.е. из разных сжимающих человека факторов и обстоятельств, выход из “цар”, из узости, из сдавливания, - на свободу, на развитие, выход не только физический, но и психологический, эмоциональный, духовный.



В том числе, один из параметров выхода на свободу - это параметр свободы слова. Мудрецы истолковывают слово “Песах” как состоящее из двух слов - “пэ-сах”, буквально - “уста говорящие”. Ведь право свободно “говорить”, возможность самовыражения - это важнейший параметр свободы.

Иными словами, возможность вербализации переживания является одним из параметров выхода на свободу. Человек, который зажат - внешне, давящей диктатурой властей Египта; или же внутренне, отсутствием необходимых адекватных слов – такой человек не свободен. Возможность полноценного самовыражения - один из параметров свободного человека. И поэтому большое значение в праздновании Песаха имеет именно “рассказ об Исходе“: мы не только переживаем Исход, но и рассказываем о нем. А вербализация помогает осознать, помогает прочувствовать, помогает передать следующим поколениям; - и, что самое важное, вербализация позволяет создать понятийный аппарат, с помощью которого человек обдумывает окружающую жизнь. И “рассказ об Исходе“ столь важен именно потому, что он создает определенный понятийный аппарат, поддерживаемый традицией, с помощью которого можно адекватно анализировать проблемы еврейской жизни в окружающем мире.



Но свобода слова выражается не просто в возможности кричать о своих проблемах, но и в возможности иметь такие слова, с помощью которых эти проблемы можно адекватно обсудить; и более того, чтобы эти слова были достоянием всего общества Израиля. Именно эту возможность представляет нам Песах.

Итак, свобода самовыражения является в иудаизме совершенно необходимым параметром. Но она понимается не только как право личности (как обычно понимается свобода слова в западной культуре), а как потребность народа. Иным словами национальный организм имеет как потребность в том, чтобы люди внутри национального организма имели свободу самовыражения (“Вышли из Египта“), так и в том, чтобы имелся адекватный общенациональный понятийный аппарат. Если этого нет, то национальный организм не может функционировать. И поэтому необходимость вербализации, и обмена идеями, и обдумывания общенациональным организмом окружающих событий является важнейшей частью нашего выхода на свободу, нашего Песаха сегодня. Без этого еврейский народ не сможет продвигаться и действовать в окружающем мире.

Религиозное понимание свободы
Песах и свобода слова




Tags: праздник, религия
Subscribe

  • Разбитая кукла

    1 Ты хотел меня сломать? ты сломал. Начерта тебе eще и мои осколки? Просто мусор, годящийся для помойки. Кому и что ты доказал? Что седую…

  • Чайковский

    https://youtu.be/eMe9g8WZC6k Жуткие куклы вместо цветов: ужасающее прошлое Острова Кукол,которое не оставит никого равнодушным 20 июня 2019…

  • vanthropophagus

    Я ошиблась, ты не волк, нет, Людоед и садист - не волк. ты жесток, словно Бисклаврет И Закон ты не чтишь, И долг. Скоро черная луна - ты слаб,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Разбитая кукла

    1 Ты хотел меня сломать? ты сломал. Начерта тебе eще и мои осколки? Просто мусор, годящийся для помойки. Кому и что ты доказал? Что седую…

  • Чайковский

    https://youtu.be/eMe9g8WZC6k Жуткие куклы вместо цветов: ужасающее прошлое Острова Кукол,которое не оставит никого равнодушным 20 июня 2019…

  • vanthropophagus

    Я ошиблась, ты не волк, нет, Людоед и садист - не волк. ты жесток, словно Бисклаврет И Закон ты не чтишь, И долг. Скоро черная луна - ты слаб,…