?

Log in

No account? Create an account
 
 
31 March 2010 @ 04:21 pm
Песах и свобода  


 Современное понимание свободы

Еврейская традиция называет Песах "Праздником свободы". При этом подчеркивается, что источником этой свободы является не просто физический уход из рабства, но что свобода обретается только после принятия Торы, после реализации религиозного аспекта Исхода.



К словам Торы "а заповеди были высечены ("харут") на скрижалях" (Исход 31:16) Талмуд добавляет: "Прочитай слово "харут" как "херут" ["свобода"] - ибо Тора, высеченная на скрижалях, дает тебе свободу".

В обычном массовом сознании понятие "свобода" ассоциируется со светским образом жизни - а совсем не с религией, тем более не с еврейской, наполненной массой регламентирующих деталей. Современный человек назвал бы свободным скорее того, кто не обязался ничего соблюдать, нежели того, кто связал себя высеченными на скрижалях заповедями. Мы видим, однако, что еврейское восприятие свободы несколько иное. В чем его смысл?



Свобода по определению - это приоритет внутреннего над внешним. И нерелигиозный взгляд отождествляет "внутреннее" с желаниями личности, а внешнее - с обстоятельствами, принуждением, волей других. И поэтому нерелигиозная трактовка понятия "свобода" очень близка к понятию "произвол". Еврейский религиозный взгляд смотрит на эти вещи более глубоко.


Физическая свобода


Да, Тора принимает и ценит физическую свободу, свободу тела от физического порабощения, свободу человека или народа распоряжаться собой. Физическая свобода человека имеет духовную ценность, потому что внешнее угнетение принижает Богоподобность человека, его ценность и величие, красоту и святость. Эту свободу мы получили, избавившись от притеснения египтянами, и освобождение из физического рабства является важной составной частью празднования Исхода.




Однако противоречие между "внутренним" и "внешним" существует не только между мною и окружающим миром, но и внутри меня самого. И поэтому, кроме свободы физической, иудаизм ценит и другой аспект свободы: свободу Божественной искры, являющейся внутренней сущностью души человека, властвовать над внешними элементами его души - над его страстями, соблазнами, сиюминутными желаниями.

В нерелигиозном мировосприятии человек зачастую отождествляет свое "я" со своими внешними побуждениями. Иудаизм отрицает такое отождествление; он считает, что сутью человека, его настоящим,внутренним "я" является горящая в нем Божественная искра, а целью человека - реализация потенциала, заложенного в этой искре.

Духовная свобода

Духовная свобода выражается в том, что человек как личность сможет двигаться по пути, указанном его Божественной искрой. В окружающем мире мы видим часто, как человек, гоняющийся за реализацией текуших соблазнов, становится рабом своих страстей; и такого человека, конечно, нельзя назвать духовно свободным. В то же время идеал иудаизма состоит не в том, чтобы страсти были подавлены - но в том, чтобы человек мог управлять своими страстями, чтобы он мог направлять энергию страстей на реализацию миссии, диктуемой человеку его Божественной искрой.



Божественная искра - это не просто (и не только) "творческое вдохновение", но это частица Божественной сущности, являющаяся внутренним стержнем души человека. Реализация потенциала Божественной искры - это всегда "прилепление к Вечности", осушествление - в самых разных аспектах, Богоподобного потенциала человека.

Иудаизм считает,что свобода распоряжаться своими страстями для реализации потенциала своей Божественной искры, неотделима от принятия заповедей, иначе страсти поработят человека. Тот, кто не хочет быть слугой Бога, становится слугой своих страстей", - говорит Талмуд. Тора дана человеку не для того, чтобы он был порабощен заповедями - но для того, чтобы эти заповеди были орудием раскрытия потенциала, заключенного в его личности.

Именно этот религиозный идеал свободы мы и празднуем в Песах, в день нашего освобождения из Египта.


Песах и свобода слова

 

Песах - это праздник выхода из Египта. Египет, как всем известно, называется на иврите “Мицраим“, от слова “цар”, узкий. Связано это, конечно с тем, что эта страна - очень длинная, узкая лента вдоль линии Нила. Но Египет связан с понятием “узкий“ не только географически. Еврейская традиция считает, что эта страна по самой своей сути узкая, сдавливающая человека, и в этом “внутренний“ смысл ее названия “Мицраим“. И поэтому “выход на свободу из Египта“ всегда понимается как “выход из разных Мицраим’ов“, т.е. из разных сжимающих человека факторов и обстоятельств, выход из “цар”, из узости, из сдавливания, - на свободу, на развитие, выход не только физический, но и психологический, эмоциональный, духовный.



В том числе, один из параметров выхода на свободу - это параметр свободы слова. Мудрецы истолковывают слово “Песах” как состоящее из двух слов - “пэ-сах”, буквально - “уста говорящие”. Ведь право свободно “говорить”, возможность самовыражения - это важнейший параметр свободы.

Иными словами, возможность вербализации переживания является одним из параметров выхода на свободу. Человек, который зажат - внешне, давящей диктатурой властей Египта; или же внутренне, отсутствием необходимых адекватных слов – такой человек не свободен. Возможность полноценного самовыражения - один из параметров свободного человека. И поэтому большое значение в праздновании Песаха имеет именно “рассказ об Исходе“: мы не только переживаем Исход, но и рассказываем о нем. А вербализация помогает осознать, помогает прочувствовать, помогает передать следующим поколениям; - и, что самое важное, вербализация позволяет создать понятийный аппарат, с помощью которого человек обдумывает окружающую жизнь. И “рассказ об Исходе“ столь важен именно потому, что он создает определенный понятийный аппарат, поддерживаемый традицией, с помощью которого можно адекватно анализировать проблемы еврейской жизни в окружающем мире.



Но свобода слова выражается не просто в возможности кричать о своих проблемах, но и в возможности иметь такие слова, с помощью которых эти проблемы можно адекватно обсудить; и более того, чтобы эти слова были достоянием всего общества Израиля. Именно эту возможность представляет нам Песах.

Итак, свобода самовыражения является в иудаизме совершенно необходимым параметром. Но она понимается не только как право личности (как обычно понимается свобода слова в западной культуре), а как потребность народа. Иным словами национальный организм имеет как потребность в том, чтобы люди внутри национального организма имели свободу самовыражения (“Вышли из Египта“), так и в том, чтобы имелся адекватный общенациональный понятийный аппарат. Если этого нет, то национальный организм не может функционировать. И поэтому необходимость вербализации, и обмена идеями, и обдумывания общенациональным организмом окружающих событий является важнейшей частью нашего выхода на свободу, нашего Песаха сегодня. Без этого еврейский народ не сможет продвигаться и действовать в окружающем мире.

Религиозное понимание свободы
Песах и свобода слова




 
 
 
femida_522femida_522 on March 31st, 2010 01:23 pm (UTC)
люди внутри национального организма имели свободу самовыражения

Круто!!! И вообще всё очень мудро. Жаль, что наша РПЦ пример не берет
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 01:46 pm (UTC)
Иудаизм очень человечная религия, очень развернутая лицом к человеку, к его проблемам, к помощи человеку, с большим уважением относящаяся к человеку, как творению Б-жьему. Ни христианство, ни ислам не унаследовали эту черту.Каждый еврей должен стать свободным из любви к Б-гу, а каждый христианин - "раб Б-жий", иногда - "орудие Божье". Это существенное различие.
femida_522femida_522 on March 31st, 2010 02:13 pm (UTC)
Там этика более зрелая и основана на личной свободе и ответственности, а не на покорности и послушанию Господу, как в христианстве и тем более в исламе. Ну, насколько я понимаю
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 03:01 pm (UTC)
В иудаизме тоже много покорности и послушания, но не Папам и патриархам, к счастью, а Отцу. Служители культа много веков разрабатывают систему ответов на любые вопросы верующих. Христианство и ислам в ответ на многие вопросы не в состоянии ответить, поскольку ответов нет, и тогда вопрошающой упрекается в маловерии...
femida_522femida_522 on March 31st, 2010 07:09 pm (UTC)
Я предполагаю, что христианству и исламу нечего ответить, потому что им негде взять ответы. А иудаизм основан на древнееврейском учении Кабалле. Это учение о мирозданииВидимо там много полезных знаний в первую очередь относительно человеческих отношений
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 08:10 pm (UTC)
Я бы не сказала, что основан, но около того. Не хочется никого обижать, но христианство и ислам - искаженные версии иудаизма, основанные на Торе и искаженные в первом случае, ради количества прихожан, во втором, неграмотностью создателя. Идеи были хорошими. Но искажения и ложь не могут приводить к хорошим результатам, цель не оправдывает средства. Хотели как лучше, а вышло как всегда...(с)
Вот, если интересно, откуда пошли основные искажения http://eleven.co.il/?mode=article&id=13123&query=
Тасяanastgal on March 31st, 2010 07:08 pm (UTC)
очень интересный пост, большое спасибо!
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 07:59 pm (UTC)
Вам спасибо за внимание:)
villise: мангустvillise on March 31st, 2010 09:31 pm (UTC)
Только сейчас дочитала серию постов про Пасху.
Да, очень интересно и познавательно, спасибо!
И с праздником Вас!
Как-то читала, что каждая религия наиболее подходит тому или иному уровню развития личности (общества) и почему принципиально невозможно объединение всех религий. Погуглила - не, окончательно потеряла. Но Вы очень точно повторили.
Но самоубийство, кажется, осуждают все религии (это я про террористок).
Не злитесь так, пожалуйста, :-) весеннее обострение у христиан встречается с той же частотой и распространенностью, что и у других групп людей.
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 09:44 pm (UTC)
Другие ко мне за банами пока не захаживали:) Но я различий не делаю, хоть "негр преклонных годов" Маяковского.
Все верно, я даже скажу по секрету: не только уровню развития, но и соответствующему неврозу или психической болезни. Не религия плоха, а ее невменяемые адепты:))
villise: оцелотvillise on March 31st, 2010 09:56 pm (UTC)
Не религия плоха, а ее невменяемые адепты:))
Это да, бывают и такие. Это я Вам как христианка говорю :-)
kotomyshkotomysh on March 31st, 2010 10:10 pm (UTC)
Я сама бывшая христианка:) Знаю, плавала:)) И что смеяться нельзя ни в коем случае, поскольку, дескать, Христос никогда не смеялся, и всех неправославных ждет Геенна Огненная (милое местечко, кстати, деревца, тенек:)), и что чувство вины облагораживает... Чтобы давать психологические консультации, не вредно узнать заранее, каких именно тараканов принес клиент за пазухой. Бессмысленно подходить с одной меркой к семейной жизни православных и католиков, христиан и мусульман: иная религия, иная парадигма, иные устои семьи и брака. И во всем так.