kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Кто-то на днях интерсовался особенностями русского характера...

Гронская Ирина

...Не претендуя на исчерпывающую полноту, попробуем дать анализ русского национального характера (это актуально в связи с тем, что русский этнос составляет большую часть населения России), опираясь на основные концепции гештальт-подхода – теорию способов регулирования границы контакта и теорию функций сэлф, которые, как известно применимы к анализу не только индивидуальных организмов, но и групп, т.е. организмов, являющихся социальными системами .
Понятие «характер» используют для указания на какие-либо устойчивые свойства человека или вещи. Когда говорят о характере нации, подразумевается, что значительная часть ее представителей обладает определенной констелляцией личностных черт, отличающих их от представителей других народов. В гештальт-терапии характер рассматривается как набор фиксированных гештальтов (форм), утративших свою контекстуальность. Характер проявляется определенными способами регулирования контактной границы с миром, которые проявляются независимо от контекста ситуации.
Для разработки конкретных социально-терапевтических программ направленных на изменение психологии этноса необходимо ответить на два вопроса: Каковы основные черты характера нации? Насколько данные черты подвержены изменению?
Можно предположить, что конфлюэнтный и интроективный типы регуляции контактной границы наиболее типичны для русского национального характера.
Так о конфлюэнтных особенностях свидетельствуют следующие черты, которые традиционно приписывают русскому народу: доброта и ее проявление к людям любого племени, душевная открытость, мягкость, почти слабость характера, жалостливость, отзывчивость к чужой беде, легковерие, обращение со временем так, как будто оно не имеет границ, потребность в принадлежности к большой группе (коммюнаторность по Н. Бердяеву). О конфлюэнтном механизме также свидетельствует традиционно приписываемая русским склонность к алкоголизации, к продолжительным застольям, дающим ощущение растворения индивидуальной границы и единения с окружающими. Тенденция к слиянию с группой подтверждается и русскими пословицами: «С миру по нитке – голому рубаха», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (7). Та легкость, с которой русский доверяет свое личное мало знакомому человеку, шокирующая иностранцев, также подтверждает стремление к слиянию с другим.
У русских людей очень силен интроективный механизм. Об этом свидетельствует свойственная русским людям тяга к внешнему руководству, вера в сильного лидера или «доброго дядю», который разрешит все их проблемы. Несамостоятельность, усвоенная из модели воспитания, которая сочетается с отказом от собственного самоопределения, также отмечена фольклором: «Живи тихо – не увидишь лиха». Причем роль внешнего агента, восполняющего дефицит собственной автономии, может выполнять как политический лидер с авторитарными наклонностями, так и интенсивно внедряемые идеологические либо культурные содержания (например, идеология религиозных сект или американская массовая культура). Русский философ И.Ильин так писал о национальной психологии: "Сам, не имея зрелого волевого характера, русский требует воли от своего правителя. Он предпочитает окрик, твердость - уговариванию, "дискуссиям", он предпочитает самоуправство волевому ничтожеству. Ему нужна императивная убедительность власти".
Интроективный тип характера русского человека проявляется и в характере его религиозности. Признанный знаток русской души, Н.Бердяев, характеризуя особенности религиозности русского человека, писал: «Психологически русская ортодоксальность и есть целостность, тоталитарность... В силу религиозно-догматического склада русские всегда ортодоксы или еретики, раскольники. Всегда главным остается исповедание какой-нибудь ортодоксальной веры, всегда этим определяется принадлежность к русскому народу... Типичный русский не может долго сомневаться, он склонен быстро образовывать себе догмат и целостно отдавать себя этому догмату», - а также, - «Религиозная формация русской души выработала устойчивые свойства - догматизм, аскетизм, способность нести страдания во имя своей веры, какой бы она ни была, устремление к трансцендентному (то к вечной жизни в ином мире, то к коммунизму - будущему этого мира)» (1).
Об интроективности российского населения, вере во внешнего спасителя свидетельствует расцвет целительства, а также методов лечения, которые являются «дикими» с точки зрения современной науки, и не имеющих распространения ни в одной другой стране – кодирования, массовых сеансов гипноза.
С точки зрения развития контактных функций организма русской нации, наиболее представленными оказываются функция Ид и функция Персона, но абсолютно не развитой остается функция Эго. В частности, о мощных проявлениях функции Ид свидетельствуют такие традиционно приписываемые русским черты, как отсутствие дисциплины и самодисциплины, неустойчивость, непредсказуемость для других и самих себя, неспособность себя контролировать, отсутствие меры во всем, анархизм, беззаботность – надежда на пресловутое русское «авось», любовь к игрищам и гульбищам. Поэтому не случайно, что для Европы Россия остается за рамками понимания и вызывает опасения своей непредсказуемостью. Н. Бердяев писал в связи с этим обстоятельством: «Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чудным Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством».
О проявлении функции Персона свидетельствует охарактеризованный выше присущий русскому национальному характеру догматизм. Неспособность к целенаправленной деятельности, трудности в принятии самостоятельных решений и поиск внешнего руководства свидетельствует о том, что фунцкция Эго у русского народа серьезно повреждена.
Не будем останавливаться на исторических причинах такого положения вещей – об этом написано достаточно. Больший интерес представляет возможность изменения этих психологических особенностей.
Представляется, что в плане социально-терапевтических воздействий на российское общество целесообразной является организация социально-педагогических программ, направленных на развитие личной ответственности их участников. Естественно, что это социальное воздействие будет иметь локальный характер, но изменение устойчивых характерологических особенностей сразу в масштабах всего общества, тем более учитывая их исторически обусловленную стабильность, не представляется возможным. Как известно, в современной теории поля рассматривается концепция морфогенетических полей (6). Она предполагает, что невидимые поля образуются и являются матрицей всякой будущей формы, развития и образа действия. Они действуют во времени и пространстве. Морфогенезис начинается с уже организованной системы, которая является морфогенетическим зародышем. Изменения во всем поле происходят благодаря эффекту морфического резонанса. Примером морфического резонанса в мире физики является вибрация струн музыкального инструмента в ответ на специфическую звуковую волну. Задачей социально-терапевтических мероприятий как раз будет создание такой морфогенетической системы. Логично предположить, что наиболее перспективно направлять социо-терапевтические воздействия на молодую часть населения. Это связано с тем, что молодежь наиболее восприимчива к изменениям, более активна в социальных действиях и усвоенный ею опыт социальной терапии будет оказывать долговременное воздействие на социальную среду.
Стихийно социально-терапевтическую роль играют некоторые психологические тренинги, ориентированные на население, преимущественно гуманистического направления. Учитывая социокультурную ситуацию в современной России, представляется, что роль социальной терапии также выполняют системы психологического образования. Не секрет, что лишь незначительная часть дипломированных психологов работают в последствии по специальности. Также сохранен пока социальный стереотип недоверия к психологу и ассоциация его с психиатром: консультирование у которого равнозначно признанию себя психически больным. Это на наш взгляд сдерживает потребность населения в получении психологической помощи, удовлетворяя ее путем получения психологического образования, что не вызывает социального осуждения.
Надеемся, что в этой статье нам удалось продемонстрировать, что гештальт-методология, может быть успешно применена не только к анализу поведения индивидов и малых групп, но и к анализу макросоциальных процессов. Социально-терапевтические мероприятия мыслятся нами так же с использованием гештальт-подхода как наиболее эффективного метода развития личной ответственности.

http://gestaltnsk1.narod.ru/gestaltsoc.htm
Subscribe

  • Бриллиантовая бабушка

    Однажды "Фонтанка.ру" и другие питерские газеты опубликовали ехидные заметки о том, что, дескать, в полицию обратилась полоумная старушка…

  • Либихи - династия петербургских врачей

    Либихи - династия петербургских врачей Р. Ф. Либих Во времена Петра I в России начали бурно развиваться наука и экономика. В молодую столицу…

  • Gisaengchung. Members only

    Перефразируя классика: Все буржуазные семьи похожи друг на друга, каждая выживающая семья выживает по-своему. Все смешалось в доме... Для тех,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Бриллиантовая бабушка

    Однажды "Фонтанка.ру" и другие питерские газеты опубликовали ехидные заметки о том, что, дескать, в полицию обратилась полоумная старушка…

  • Либихи - династия петербургских врачей

    Либихи - династия петербургских врачей Р. Ф. Либих Во времена Петра I в России начали бурно развиваться наука и экономика. В молодую столицу…

  • Gisaengchung. Members only

    Перефразируя классика: Все буржуазные семьи похожи друг на друга, каждая выживающая семья выживает по-своему. Все смешалось в доме... Для тех,…