kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Освобождение из Рабства. Романтическая любовь как клеша.



Errare humanum est, Homo sum et nihil humanum a me alienum puto, Никто из нас не без греха, Не согрешишь, не покаешься - мы придумали множество поговорок, которые можем использовать по усмотрению: как самоутешение или повод для осознания реальности. Осознанность дает шанс на освобождение. Неосознаваемость делает нас рабами. Так же, как закрытые глаза делают нас слепцами, незнание делает нас невеждами. Нежелание знать лишает надежды на прозрение. Незрячий - всегда раб.

Мы в рабстве у предрассудков, привычных формулировок, понятий и определений, морали и убеждений. Одна из задач социума - загнать наш разум в рамки, удобные для контроля, и сделать нас послушными деталями общественного механизма. Счастливыми деталями, уверенными в свободе выбора, с иллюзией свободной воли. 

Нас программируют с рождения и до смерти сказками и романами, Библией и Рамаяной, поэзией и кино. 

Я уже писала, что Романтическая Любовь (она же влечение, страсть, эротическая любовь, влюбленность и все это вместе взятое)   сама по себе считается грехом в любой релгии. 

Мне не симпатично понятие греха, поэтому я предпочитаю порассуждать о Романтической Любви как клеше.

Клеша (санскр. мучение, недуг, трудность, страдание) – понятие буддистское.  Подобного термина в европейских языках нет и адекватный перевод невозможен. Поэтому его чаще всего описывают как омрачение , загрязнение сознания, заблуждение или словом “аффект”. Клеша - искажение картины мира нашими ощущениями, чувствами и эмоциями, нашим эго. Мне нравится описание клешей, как пятен на зеркале сознания. Клеши не позволяют нам воспринять реальность такой, какова она в действительности. Грязное зеркало не может отражать адекватно.

Клеши - это неадекватные (не соответствующие природе вещей) реакции (и скрытая склонность к таким реакциям), присутствующие и возможные на всех уровнях - когнитивном, и, как следствие, на эмоциональном и даже инстинктивном (страх смерти основан на том, что мы сознательно и бессознательно принимаем свое тело за вечное).(Загуменнов Н.М.) Аллегорически их называют ядами.

Традиционно, коренных клешей от трех до семи: неведение (ослепление,невежество),  якость, самость(эгоцентризм,гордость), влечение (вожделение, любовь-страсть),  ложные взгляды(ошибочность, заблуждение), отвращение (агрессия,гнев), алчность(стремление к обладанию,зависть)... Это тоже очень приблизительные описания достаточно сложных понятий. К счастью, санскритская рага (влечение) и есть наша Романтическая Любовь. 

Не углубляясь в детали, причина наших страданий - в наших желаниях. Чтобы страдать по отсутствию кого-то/чего-то надо сначала этого захотеть, потом страдать от осутствия/потери. Очень упрощенно: счастье в безмятежности, а безмятежность - отсутствие желаний. 

Прежде чем наступит привязанность к объектам желания(упадана) к чему-либо, мы должны это раньше - пожелать (тришна).

Тришна (санскр. схватывание, цепляние) - один из основополагающих терминов буддийского учения о причинах страдания. Тришна - жажда жизни, стремление к обладанию сиюминутным как вечным, тленом как нетленным, желание “схватить” реальность. Желание “привязывает” человека к “земной” жизни и ...к ходячей разлагающейся  куче мяса и костей как Возлюбленному. Уже в избирательности Раги заложен порок: объективно одно тело не лучше другого, один человек не превосходит другого. Наши предпочтения иллюзорны. Любой самке подходит множество самцов, а не единственный. Наш уникальный Возлюбленный - недолговечная плоть, наша Романтическая Любовь - эфемерная, мимолетная дань могучему инстинкту размножения. Если представить себе боготворимое тело спустя дней 10 после смерти, так ли оно желанно? Если же мы любим не плоть, а Нечто Иное, как же у нас получается это Нечто разлюбить, забыть, возненавидеть? Почему же наше тело тоскует без другого тела? Почему мы ревнуем  это тело и не хотим им делиться с другими, если дело не в нем? 

В одном правы трубадуры: даже смерть не властна над Любовью, тришна тяжким грузом тянет нас вниз: в сансару, в “ад”, к страданиям - к иллюзорному объекту пагубного влечения, к нашей великой общеевропейской ложной ценности - Романтической Любви.

 

о любви в ведах http://poznaisebya.com/content/view/1097/35/

http://www.krishna.ru/content/view/23/858/

Tags: буддизм, любовь, размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments