kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Ксенофобия

Это печальная болезнь. Они заблудились в мире духов.(с)



Я очень хотела бы найти слова, которые тронут тех, о ком пойдет речь. Не тех, кто не испытывает подобных страданий, а тех, кто заблудился в мире призраков. Я была бы рада самым незначительным колебаниям, даже протесту, возмущению, противоречию, потому что живая реакция - это надежда на изменения, в отличие от мертвого равнодушия твердых убеждений... чугунных гирь заблуждений...

Мы все так или иначе живем в иллюзиях. Иллюзию безопасности мира и прекраснодушия окружающих мы насмешливо называем «розовыми очками». А вот иллюзии опасностей, подстерегающих за каждым углом, коварных замыслов врагов, сжимающегося кольца окружения, мы, зачастую, принимаем за объективную действительность, игнорируя тот факт, что картина этой незримой войны и фигуры врагов у все разные.
Каждый, повторяю, каждый, кто «видит» врагов и «проникает» их коварные замыслы, считает того, кто их не видит, слепцом и безумцем, не знающим жизни.

Чем сильнее эмоции «враждебности», тем меньше критичности мышления.
Что и понятно, отношения эмоций с рассудком в человеке графически представляют собой два наложенных друг на друга треугольника: эмоции - вершиной вниз, интеллект - вершиной вверх. Когда эмоции начинают «подниматься», широкое основание эмоционального треугольника захватывает сужающееся пространство разума и вскоре на поверхности остается лишь крошечный островок, а потом и он «тонет» в эмоциях.
Вот и получается, что чем больше страха и ненависти, тем меньше разумного в рассуждениях.

Крайними проявлениями этого рода занимаются конспирология с одной стороны и психиатрия с другой. Без целенаправленной организованной работы над собой ни один из нас не может быть уверен, что его представление о действительности не является плодом больных фантазий. Очень трудно найти точку равновесия, трудно занять такую позицию, чтобы не уверовать ни в высшую объективность, ни в правомочность субъективной оценки.
В одном можно быть твердо уверенным: чем больше эмоций в отношении, тем меньше в нем рационального.

Как найти тонкую грань, отделяющую конспирологию и бред преследования от адекватного отношения к реальности? Никак. Этой грани нет, не существует. Как не существует и застывшей, неизменяемой, необусловленной реальности. Грань будет скользить, извиваться, в зависимости и в соответствии с изменениями условий окружающей действительности. Вот эта изменчивость, то в несущественных пределах колебаний, то в более значительных, и есть единственный закон. А наша гибкость, адаптивность, способность поспевать за изменениями - единственный залог адекватности. Ничего другого у нас нет. Интеллект, образование, информированность, эрудиция - лишь подспорья, ориентиры, но никак не балансиры в неустойчивом равновесии наших представлений.

- Доктор. Мне все время кажется что за мной ходят какие-то незнакомые люди...
- А кем вы работаете?
- Экскурсоводом...


Если, к примеру, житель Ярославля считает, что его преследуют и преследователи - инопланетяне или ЦРУ, вероятность этого ничтожно мала. Если подозрение, что его разыскивает милиция, возникает у сбежавшего заключенного - скорее всего, оно правомерно. «Кругом враги» - совершенно адекватное впечатление для отряда, попавшего в окружение в условиях войны, но довольно странное, скажем, на пляже или светской вечеринке. Вот так же примерно отличаются, скажем, конспирология от политологии.
Люди, блуждающие среди теней, занимаются не сбором фактов, опровергающих или подтверждающих существование того или иного заговора, а интерпретирует любые факты в пользу существования заговора.
Любые факты, опровергающие какую-либо теорию заговора, конспирологи оспаривают при помощи простых аргументов: «у вас нет допуска к этим материалам» или «ИМ и нужно, чтобы вы так думали».
И это, господа, паранойя. И понимание процесса лежит в сфере психиатрии.

Но дело в том, что человечеству, любой его группе, очень нужна рабочая сила, защитники и прочие эффективно функционирующие члены. Можно вывести процент, при котором общество нормально развивается или, напротив, начинает гибнуть. Поэтому есть существенная разница в парах «норма-патология» и «здоровье-болезнь». Понятие нормы очень широко и включает массу отклонений, расстройств и болезней, которые не ведут к невменяемости и недееспособности. Кроме того, «не норма» - не означает «патология».

Никто не запирает в «психушке» больных арахнофобией, но это не значит, что человечество считает арахнофобию здоровым отношением к паукам. Общество изолирует только тех, кто представляет серьезную опасность. А более-менее трудоспособных граждан относит к категории «нормальных». Пределы этой нормы почти безграничны, что объясняется чисто экономическими причинами. Так вот, если уточнить понятие психической нормы до уровня психического здоровья, т.е. отсутствия болезней, у нас не останется ни рабочих рук, ни солдат. Потому и ходят среди нас напуганные и злобные конспирологи.

Как и многие деструктивные культы конспирология и ксенофобия тесно связаны.
«Русские идут!» и идут куда-то, а евреи стараются захватить власть над мировой экономикой, китайцы вынашивают планы захвата мирового господства, американцы планируют уничтожение какого-то процента населения планеты и так далее.
Общим для всех бредней является страх.
Иррациональный, необъяснимый страх, ищущий рациональных оправданий. Для обслуживания потребностей рационализации этого страха возникают дикие теории: расовые, религиозные, национально-культурные. Все в равной степени бредовые: какая потребность, такая и теория.
Рационализация - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины.
Ксенофоб никогда не чувствует себя в безопасности, он живет в перманентном состоянии страха.
Ощущение угрозы возникает не как реакция на опасность, оно предшествует объяснениям: сначала ощущение, потом под него подгоняются рациональные обоснования. Рационализация позволяет почувствовать себя уверенно.
Но ощущение угрозы и страх деформируют восприятие реальности: ксенофоб опирается в построении картины мира не на факты и доказательства, а на подозрения, на собственные проекции тревог и страхов, на приписывание другим мотивов злого умысла, враждебности и разрушения. Поэтому, рационализируя окружающий мир, ксенофоб объясняет и структурирует его в рамках железной логики «своих» и «чужих», которая неизбежно приводит к поискам Врага.
Кто ищет, тот всегда найдет.

Механизм проекции — еще один из центральных защитных механизмов психики.
В применении к нашей теме это означает, что ксенофоб, пытаясь справиться с тревогой и неопределенностью постоянного ощущения угрозы и опасности, будет подсознательно стремиться избавиться от собственных недостатков, неконтролируемого страха, негативных переживаний, приписывая из другим.
Т.е. посредством проекции (перенесения) их на других людей. «Это не я враждебно настроен к китайцам, это они что-то задумали против меня...» или, по замечательной формуле обоснования агрессии из «South Park» - «Они хотят на нас напасть!!» Помните? Джимбо, дядя Стена во время вьетнамской войны джимбо служил пилотом вертолета. По его словам, он в одиночку уничтожил весь вьетконг. А после войны джимбо стал охотником. Из-за законов об охране окружающей среды он часто сталкивается с проблемами, поэтому каждый раз перед тем, как застрелить очередного зверя, джимбо кричит "Он хочет на нас напасть!".

Потом эта фраза была заменена на "Стоит сократить их численность". Такое вот "принуждение к миру"...
Откуда, вы думаете, ноги у страха растут? Ксенофоб ставит себя на место этих самых китайцев, американцев, русских, евреев и представляет, что он бы сделал с соседями и всем миром. Что?
А вот то, чего он и боится - каждому по вере его.


Довольно серьезным дефектом, способствующим возникновению ксенофобии является внешний локус контроля.
Ксенофоб считает, что в проблемах, которые у него возникают, виноваты конкретные люди, группы или внешние обстоятельства. Ключевое слово «внешние». Как известно, если в кране нет воды...
Но дело в том, что уничтожение шести миллионов евреев совершенно не препятствует получению п...ы от славян и расчленению Германии. Потому, что проблема Германии была не в евреях. И даже не в славянах.

Когда говорят, что ксенофобия растет из естественного страха перед неизвестным, забывают, что помимо страха, неизвестное вызывает не менее сильное инстинктивное любопытство. Чисто биологически страх нужен в частности для сдерживания любопытства, для образования осторожности.
Что же сдерживает ксенофобия? Зачем нужен этот страх там, где любопытства не было отродясь?
Если ксенофоб и испытывает интерес к другим народам, интерес этот узко специализированный: найти подтверждение своим подозрениям и своему превосходству. Информация фильтруется под задачи.
То есть, в случае, если бы страх был таким же естественным, как любопытство, они бы уравновешивались и, познакомившись с объектом страха поближе и установив для себя его безопасность, человек избавлялся бы и от страха. Узнавание удовлетворяло бы любопытство и унимало страх. Но в том-то и загвоздка, что «естественный страх» перед неизвестным не имеет ничего общего с ксенофобией. Как и страх с фобиями вообще.
Разница в том, что в норме страх является реакцией на опасность, исходящую от объекта. В случае с ксенофобией - объект подбирается под страх. Ксенофобия прекрасно существует в голове расиста даже в том случае, если истребить всех представителей пугающего его вида, она просто «перепрыгнет» на другой. Первичен страх, объект вторичен.
По своей сути объект ненависти ксенофоба - живое воплощение его Страха.
А уж под него строится Образ Врага.

Социально ксенофобия является примитивным, доисторическим механизмом защиты человека путем разделения на «своих» и «чужих» в мире, полном опасностей.
Но охрана своих границ также далека от паранойи, как образ жизни Южной Кореи от образа жизни Северной.
Биологически ксенофобия еще дальше от здорового поведения, т.к. наилучшую выживаемость обеспечивает максимальное разнообразие наследуемых признаков, а следовательно, влечение к другому, иному, разному должно быть заложено в нас природой. Обратный процесс - это сбой программы.
К слову, такой сбой чисто химически могут вызывать гормональные контрацептивы, которые т.о. не только ограничивают рождаемость, но и влияют на половой выбор самки, вызывая отвращение к "чужим" самцам... и заодно вызывая влечение к "своим" - родителям или сиблингам.
К чему приводит такое половое поведение, объяснять не надо. Человеку, как и большинству видов на Земле, в норме свойствен «феномен редких самцов» - выбор, обратный ксенофобии.



Весьма показательной чертой странного мышления ксенофобов является бессознательная убежденность в объективности своей позиции. Она хорошо иллюстрируется анекдотом:

Идут два мужика, а им навстречу негр. Один другому говорит:
-А давай ему морду набьем?
-А если он нам набьет?
-А нам-то за что?!


«Нам» всегда не за что, кем бы эти «мы» ни были. Почему не любят китайцев, вам любой русский объяснит, это же так «просто», а главное - объективно!, а вот почему не любят русских - русский ксенофоб может объяснить только с конспирологической точки зрения. И точно так же представитель другого народа. Эта «близорукость» является не менее показательным симптомом, чем параноидальность.
Близорукость вызывается расстройствами мышления ксенофоба. Сложно сказать, что первично: психологические проблемы или ошибки в рассуждениях. Формирование стереотипов происходит различными путями. Одно, на мой взгляд, однозначно: немотивированный страх, неадекватное оценка опасности, неадекватное отношение к действительности, неадекватное поведение, боязнь разнообразия, подозрительность и прочая, и прочая - признаки серьезного нездоровья. И ксенофобия - не система убеждений, а болезнь.  Но есть и хорошая новость: это лечится.



Tags: ксенофобия, предрассудки, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 1 глава Дэви Махатамья 1 день Ашадха Наваратри

    История победы Вишну над Мадху и Кайтабхой описывается в «Деви-махатмье» и Девибхагавата-пуране. Вкратце она такова: Во время Пралайи, в…

  • ФУКУ

    Сколько у нас Фуку, если задуматься. Мы, русские, не боимся поминать ни чертей, ни волдемортов. Правда, время от времени у нас становится модно…

  • Крики в ночи. Тукай.

    Икающий дракон. Tokay decko. Геккон Токи. В отличие от других гекконов, самцы ведут одиночный образ жизни, выбирая постоянное убежище, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Recent Posts from This Journal

  • 1 глава Дэви Махатамья 1 день Ашадха Наваратри

    История победы Вишну над Мадху и Кайтабхой описывается в «Деви-махатмье» и Девибхагавата-пуране. Вкратце она такова: Во время Пралайи, в…

  • ФУКУ

    Сколько у нас Фуку, если задуматься. Мы, русские, не боимся поминать ни чертей, ни волдемортов. Правда, время от времени у нас становится модно…

  • Крики в ночи. Тукай.

    Икающий дракон. Tokay decko. Геккон Токи. В отличие от других гекконов, самцы ведут одиночный образ жизни, выбирая постоянное убежище, в…