?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 June 2010 @ 02:40 am
Ксенофобия и этнография  
«И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»
                                                                       A .и Б. Стругацкие

Развитие живых существ на Земле регулируется заложенной в нас неукротимой жаждой к познанию нового, попросту говоря - любопытством. Детеныши впервые вылезают из норы, преодолевая страх, влекомые тягой к новым впечатлениям. И на этом простом принципе строится развитие.
Можно сказать, что смысл нашего существования на Земле в бесконечном познании. Как писал У. Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта — познание». Собственно, познанием является и сам процесс жизни: "Какова бы ни была изначальная генетически заложенная цель организма, она лишь индетерминирует познавательную деятельность, т. е. задает её начало, но не определяет дальнейшее развитие." (В. Аллахвердов)


Ксенофобия обкрадывает нас, лишает возможности наслаждаться разнообразием окружающего мира, как если бы мы ели только яйца, боясь любых других видов пищи. И резко сужает возможность познания. Ксенофобия - лучший тормоз развития. Кроме того, чрезвычайно невротизирующая штука.

Помимо социальных и политических недугов, ксенофобия приносит раздор в наши дома. Совсем не обязательно быть разного цвета кожи и разных религиозных конфессий, чтобы превратить свою личную жизнь в поле брани.
Давайте подумаем о том, как отражается ксенофобия на семейных отношениях и личной жизни.

Не стоит думать, что ксенофобия непременно как-то связана с национальным вопросом. Достаточно быть из разных областей, а подчас и соседних деревень. Самые страшные проявления ксенофобии в ЮАР связаны возникают не между белым и цветным населением, а между различными группами коренного населения. Голландцы сочиняют анекдоты про бельгийцев и тихо не любят немцев, но и между фризами, фламандцами и туккерами существуют маленькие разногласия, как и анекдоты друг про друга.
Коренные различия в обычаях бывает легче принять в силу их явной выраженности, нежели крошечные культурные особенности, которые мало кто относит к культурным.
Если человек явно другой расы, практикует вуду и пьет кровь коз, мы понимаем - это иная культура (хотя некоторые искренне считают эти проявления дикостью), а вот если кто-то придерживается иных гигиенических взглядов, нам не приходит в голову, что он - не «свинья», а просто представитель иной, непохожей культуры.

На огромной территори Российской Федерации живет множество народов, которые принято считать «русскими». Кроме того, русские, живущие в Брянской области и русские, живущие на Кубани - это совершенно разные в обычаях люди.
В лесистых областях России с прохладным климатом, где много рек и хорошо с водой, принято строить бани для каждого дома. Строительство вообще начинается с бани. И топят их часто. Да и мыться там удобно, даже если не протапливать.
В станицах степной зоны, где с лесом напряженно и печи топят углем, где с водой тоже не слишком хорошо, бани строятся общественные, одна на какое- то количество домов. И моются раз в неделю. А остальное время - из умывальников. В зависимости от ценности воды и топлива, складываются разные обычаи.
Чукчи, эвенки, нанайцы исповедовали иные принципы ухода за телом, чем кажется правильным нам с вами. Монголы когда-то считали, что вода отнимает здоровье. Для бедуинов и туарегов тратить драгоценную воду на привычные нам гигиенические процедуры - непозволительная роскошь. А помимо воды очищать тело можно и иными способами.
Бережливые голландцы, например, в целях экономии не устанавливают ванны, пользуясь только душем, но и это большой расход воды, поэтому существует обычай протирать тело влажной рукавичкой вместо мытья.
Тем, кто привык лить воду без ограничений, это покажется не гигиеничным.
Народы, которые исторически мылись проточной водой, не в состоянии понять, как можно сидеть в грязной воде ванны и уж совсем дикостью им кажется не принять после ванны душ. Привет французам от американцев.
А японцы, которые привыкли перед принятием ванны тщательно очищать тело всевозможными способами, придут в ужас от обычая сначала «отмокать» в ванне, а уж потом мыться.
Все эти маленькие этнографические прелести способны отравить жизнь недалекому человеку, поскольку он, не задумываясь об этнографии, разницу в привычках отнесет к нечистоплотности.
Совершенно аналогичным образом обычаи конкретной области отражаются в домашнем хозяйстве: в одних культурах беленькие домики с жутким кавардаком внутри, в других - потемневшие срубы с идеальным порядком, одна хозяйка целыми днями вытирает пыль, другая - шьет, вяжет и готовит, наплевав на беспорядок.
Одни считают важным порядок, другие - чистоту. В одной местности ходят в обуви по улице и босиком по дому, в другой - обувают домашние тапочки, в третьей - ходят по дому в уличных ботинках.
И если человек одних традиций оказывается в «монастыре с чужим уставом» требуется немало мужества, чтобы понять и принять другие обычаи.

Часто этого не происходит, или происходит не до конца. Поэтому, если вы оглядитесь: муж пилит жену, что у нее не такой порядок, как у его мамы, жена мужа за то, что у него руки не так приделаны, или наоборот, она хочет, чтобы он зарабатывал деньги, а он бегает по дому с молотком.
Для того, чтобы достичь взаимопонимания, нужно сначала понять, что наша модель «как надо» - не самая правильная, не единственно правильная и для кого-то ни разу не правильная. В точности как с обрядами вуду и кровью ритуальной козы.
Европейцы приходят в ужас от «уровня жизни» в Камбодже. Оно и понятно.
Представьте: четыре толстые палки, между ними над землей деревянный  помост, крыша из листьев, вместо стен циновки. «И это дом???» с трепетом думает европеец.
Или дом «побогаче»: не палки, а бетонные сваи, в доме пусто, старая женщина спит на полу, мужчина читает на кровати без матраса. Нищета?
Да, нет, у женщины на счету 3 миллиона долларов США, фабрика трикотажа и несколько сотен гектаров земель. Просто в Камбодже тропический климат и в кирпичном доме можно сгнить заживо от жары и влажности. Равно как и от матрасов с перинами. В Тайланде и Камбодже приятнее всего спать в лесу в гамаке, что местные жители и делают. Но в глазах европейцев они - нищие. И зарплаты у них нищенские: «Что на такие зарплаты можно купить?!» - ужасается европеец. Ну, в Европе, и правда, ничего нельзя. А в стране, где образование бесплатное, прививки бесплатные, где бесплатная еда растет вокруг, просто под ногами и над головой, пожалуй, можно.



У напыщенных и высокомерных европейцев  (и американцев) с их дурацкой идеей о «бремени белого человека» есть наивное убеждение, что современная сантехника делает их «цивилизованными».
Для турка унитаз со встроенным биде - норма жизни.
Даже в дощатых туалетах рядом с проселочными дорогами есть вода для подмывания. При этом, я, конечно, не заглядывала в душу к туркам, но знаю, что мои знакомые из Турции, приезжая в Россию или Европу, очень страдают, не находя в туалете этого простого и необходимого удобства.
Те, кто знают, о чем я, поймут. Как вы думаете, турок, понявший, что европейцы НЕ моются после туалета ЧТО о нас думает? Полагаю, логично будет предположить, что мы - «чернож..ые». Не без основания, согласитесь.

Жители Тайланда считают фарангов жутко вонючими, что «белых фарангов», что «черных». Тайцы полностью моются несколько раз в день и после мытья меняют одежду. Для них мыться только утром и вечером - пытка, а надеть ношеную одежду после мытья - наказание.

То, чем гордятся некоторые народы, - «демократичность» в одежде - представляется жителям юговосточной Азии показателем дремучей дикости фарангов, а отсутствие дресс-кода - отсутствием элементарной цивилизованности. Так что, кто кому доводится «чучмеком», думайте сами.
Зная особенности другой культуры, можно легко представить себе, как мы выглядим в чужих глазах.

Одна девушка из Израиля мне с гордостью сказала, что у них никто не гладит одежду, а другая - что в их стране нет этого глупого русского дресс-кода. Можно предположить, что с их точки зрения, мы (те, кто гладит и соблюдает дресс-код) со своими утюгами и потугами на «хорошо выглядеть» просто смешные снобы, мещане. (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в России есть некая прослойка, считающая, видимо, особым шиком приходить в Филармонию с грязными волосами в мятой одежде:))
Но с не меньшей гордостью жительница Украины сообщила, что ни одна ее соотечественница не выйдет на улицу небрежно одетой, без укладки, как это делают русские женщины. Для них, киевлянок, это простая норма жизни. И с их точки зрения, русские - неряхи.
И то, и другое - не более, чем угол зрения.

Мне представляется важным понимание того, что наши отличия - не плохи, не хороши, мы просто разные. Важно не то, чем мы отличаемся, а то, что все мы -  люди. 
Тем не менее, стоит отдавать себе отчет в степени своей терпимости к чужим обычаям. Дело не в том, хороши ли чужие обычаи, дело в том, хороша ли наша толерантность.
В этом балансе между осознанием единства в том, что мы - человеки, и уважения к праву  на различия во внешних проявлениях, и заключается, на мой взгляд, залог успеха.
Причем, напоминаю, не только в межнациональных и кросскультурных отношениях, но и в рамках своей собственной семьи. Четкая оценка своих возможностей, гибкости, способностей к изменениям может помочь соотнести свои силы с ситуацией. 
Как сказал мне презрительно один украинец: «Мы пьем за обедом и после работы. Но понемногу. А ваши русские - сплошная пьянь, могут не пить неделю, а потом нажраться до свинского состояния.»
Я же думаю, что и там, и там пьют по всякому, но лично для меня оба варианта - «пьянь».
И вариант каждый день дышать перегаром мне отвратителен. Лучше раз в неделю. Видимо, я, действительно, «русская». Хоть и не пью водки. Вывод: надо отдавать себе отчет в том, с какого рода людьми мне будет сложно, и принимать решение - менять свое отношение, или избегать таких связей.

Собственно, это ответ на вопрос тех, кто спрашивал о том, считаю ли я ксенофобией желание жениться на «своих».
По-моему, желание жениться на «своих» - попытка избежать столкновения культур.
Она, конечно, провальная, поскольку и со «своими» возможно все, что угодно.
Но, знаете, мне было бы одинаково дискомфортно что в культуре ислама, где у женщины множество каких-то ограничений, что в культуре феминизма, ибо мне вполне комфортно не быть самостоятельной и перекладывать заботы на мужчин.

Я  толерантна к чужим обычаям, пока они не распространяются на меня.
Но это имеет и обратную силу: мне не стоит навязывать свои ценности другим.
Может стоит не судить негативно чужие обычаи, а здраво оценивать свои особенности?


 
 
 
l_erikssonl_eriksson on June 10th, 2010 02:33 am (UTC)
Хороший - умный и добрый пост, и чудесные фотографии! Все люди могут быть милыми и забавными, думаю, что полюбить можно представителя любой культуры, а терпимость - мера разумности.
Меня всегда трогал музей семьи Бенуа в Санкт-Петербурге (точнее, в Петергофе) - удивительный клан, в котором, кажется, перемешались все расы и народы земли - и не было ни одного неяркого, неинтересного, бесталанного... Как они справлялись со своей "разностью"? Впрочем, на высоте такого интеллекта и высокой духовности - все преодолимо.
Близко знаю одну семью. Он - еврей, такой-самый-настоящий, с просто анекдотической щепетильностью. Она - бурятка, с помным презрением к условностям европейского быта и страстью странствовать по пересеченной местности. Ужились, теперь уже можно говорить - ведь им за семьдесят. Дочь получилась - удивительная красавица. Правда, оба они - доктора наук (одних и тех же)...
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 07:10 am (UTC)
Спасибо:)
Да, интеллектуальная и духовная составляющие отношений и на мой взгляд самое важное. Обычно, правда, считают, что главное секс и дети:)
Аше Гарридоgarrido_a on June 10th, 2010 05:25 am (UTC)
спасибо, прекрасный пост и много фактов и подробностей. огромное спасибо за такой богатый материал.
утащил ссылку к себе.
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 07:10 am (UTC)
Вам спасибо за добрые слова:)
Яна Темизya_exidna on June 10th, 2010 06:12 am (UTC)
ППКС, как всегда. :)
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 07:10 am (UTC)
Спасибо! Я знаю, что мы единомышленники:)
(no subject) - ya_exidna on June 10th, 2010 07:24 am (UTC) (Expand)
femida_522femida_522 on June 10th, 2010 07:49 am (UTC)
счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

Это про меня! Вот для меня познание - единственное, что привлекает в жизни. Поэтому все народы для меня безопасны и интересны. Кстати, а из какой книги Стругацких эта цитата?
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 08:09 am (UTC)
"Понедельник начинается в субботу" :)
ИМХ, это про всех людей по замыслу божьему, или природному. Другое дело, что некоторые больны.
(no subject) - femida_522 on June 10th, 2010 08:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kotomysh on June 10th, 2010 08:38 am (UTC) (Expand)
elen123elen123 on June 10th, 2010 09:24 am (UTC)
Ух ты! Чувствую себя музой)))
Разность культур, обусловленная климатом и другими объективными особенностями места и времени - это конечно не ксенофобия, а просто разумное устройство жизни. Абсолютно с вами согласна.
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 01:37 pm (UTC)
Поздравляю:)
Да, хотя проблемы от этого возникают в семьях почище межнациональных:))
ne_goruyne_goruy on June 10th, 2010 01:02 pm (UTC)
Очень точно. Я, в свое время, поживя "нетуристически" в ОАЭ, с удивлением и некоторым стыдом узнала, что с точки зрения араба все европейцы - дурнопахнущие неряхи. И - да - после этого опыта в моих санузлах "арабские унитазы". Со специальным душем. Оказалось, очень удобно :). Так что, некая конвергенция все-таки есть.
kotomyshkotomysh on June 10th, 2010 01:36 pm (UTC)
Я тоже изнасиловала местную тоговлю сантехникой и установила итальянское подобие турецких унитазов:) Правда, итальянцам до турок в плане функциональности сантехники еще жить и жить:(
odna_na_ldineodna_na_ldine on June 12th, 2010 09:28 pm (UTC)
"Здесь у нас" vs. "там у нас"
Хороший, интересный пост, многое очень верно подмечено.

Впрочем, это отнюдь не первый интересный и достойный внимания ваш пост, из тех, (пока немногих), что я читала.

По поводу вот этого параграфа:

Одна девушка из Израиля мне с гордостью сказала, что у них никто не гладит одежду, а другая - что в их стране нет этого глупого русского дресс-кода. Можно предположить, что с их точки зрения, мы (те, кто гладит и соблюдает дресс-код) со своими утюгами и потугами на «хорошо выглядеть» просто смешные снобы, мещане. (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в России есть некая прослойка, считающая, видимо, особым шиком приходить в Филармонию с грязными волосами в мятой одежде:))

Я, как "другая девушка из Израиля", (хотя насчёт "девушки" не уверена - может ли 31-летняя представительница женского роду-племени считаться таковой), проясню тут кой-чего:

;)

"Никто не гладит одежду" - слишком сильно и попросту неверно сказано, уж и не знаю, какое впечатление может сложиться.

Разумеется, одежду гладят, и дресс-код существует, и весьма строгий, но только лишь там, где он действительно необходим.
Просто "здесь у нас" отношение к одежде, к повседневной одежде, во-многом и впрямь не такое, как было "там у нас". ;)

Здесь одеваются гораздо проще, демократичнее, раскованнее, без претенциозности и излишнего шика, ставят удобство, функциональность и естественность во главу угла. Одеваются соответственно обстановке, и в повседневной жизни не выряжаются, одеваются без вычурности, без излишнего пафоса.

Поэтому новых, совсем ещё свеженьких "олим-ми Русия", (репатриантов из России), без труда можно распознать на улицах именно благодаря точно такой же ментальности, как у "девушки из Киева" - стремлению напялить на себя всё самое лучшее, (под "лучшим" понимая, как правило, не качество материала, скажем, а яркость, "броскость", "нарядность", "шикарность" и т.п.), по любому поводу и вовсе без оного.

Потом это проходит, хотя, конечно, не у всех - зависит от возраста.

Помню удивление израильтян при виде того, как с трапа самолёта спускаются "новобранцы" - новоявленные репатрианты из стран бывшего СССР - все дамы при полном параде, расфуфыренные, наряженные во всё лучшее сразу, накрашенные далеко не по-минимуму, в стразах, на каблуках, с укладками и ... кучей тюков, чемоданов и пр.

Одна израильтянка у меня спрашивает; "Зачем они так нарядились, им же неудобно, вот как она, бедная, на каблуках да с сумками этими тащилась, в такой-то дороге тяжёлой ..."

А я в ответ только руками развожу: "Так там было принято ..."
kotomyshkotomysh on June 12th, 2010 11:23 pm (UTC)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас"
Спасибо, я в курсе:) Я была в Вашей прекрасной стране. И понимаю все, о чем Вы пишете. Моя задача - показать, что культурные особенности и стереотипы, это только особенности и стереотипы. А не повод для критики.
Кстати, было бы странно, если бы дресс-код не смягчался по мере приближения к экватору. Только безумные британцы умудрялись в Индии носить все 33 одежки викторианской эпохи:)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас" - kotomysh on June 13th, 2010 08:47 pm (UTC) (Expand)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас" - kotomysh on June 13th, 2010 09:55 pm (UTC) (Expand)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас" - kotomysh on June 14th, 2010 12:12 pm (UTC) (Expand)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас" - kotomysh on June 14th, 2010 12:31 pm (UTC) (Expand)
Re: "Здесь у нас" vs. "там у нас" - iime on June 13th, 2010 07:09 am (UTC) (Expand)
ljournalist_botljournalist_bot on June 13th, 2010 05:57 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
sswetsswet on June 15th, 2010 08:39 am (UTC)
Замечательный пост , спасибо
kotomyshkotomysh on June 15th, 2010 10:40 am (UTC)
На здоровье:)
(no subject) - sswet on June 15th, 2010 05:03 pm (UTC) (Expand)
dok_zlodok_zlo on June 27th, 2010 01:18 pm (UTC)
попытался ответить - http://dok-zlo.livejournal.com/590452.html
kotomyshkotomysh on June 27th, 2010 01:35 pm (UTC)
Спасибо. Я целиком и полностью разделяю Ваше отношение к означенной проблеме. Без малейшей толерантности к происходящему. Я бы такие страны в ООН не пускала и визы им закрывала вплоть до решения проблемы.
Все при желании человек может довести до абсурда. Я, конечно, не имела в виду крайние проявления, тем более, связанные с немедицинским вмешательством. Я категорически против любых ритуальных надругательств над организмом человека, в том числе и против необоснованной медицинскими показаниями косметической хирургии.
(no subject) - gosui on June 27th, 2010 02:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kotomysh on June 27th, 2010 03:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gosui on June 27th, 2010 04:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kotomysh on June 27th, 2010 05:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gosui on June 28th, 2010 05:55 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kotomysh on June 28th, 2010 07:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - gosui on June 28th, 2010 08:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kotomysh on June 28th, 2010 01:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dok_zlo on June 27th, 2010 02:40 pm (UTC) (Expand)
Рыжая_в_Фиолетовом ака Тёмный_Эльфal1en_nati0n on June 27th, 2010 03:45 pm (UTC)
Утянула ссылку :)
kotomyshkotomysh on June 27th, 2010 03:53 pm (UTC)
На здоровье:)
Айрен: Айренairen_elf on June 29th, 2010 11:58 am (UTC)
Замечательная, прекрасная статья, спасибо!
kotomyshkotomysh on June 29th, 2010 02:00 pm (UTC)
Спасибо!
Чудесная роза:)
(no subject) - airen_elf on June 29th, 2010 04:38 pm (UTC) (Expand)
LiveJournal: pingback_botlivejournal on July 22nd, 2012 07:32 pm (UTC)
Немножечко этнографии перед сном
Пользователь skachalin сослался на вашу запись в «Немножечко этнографии перед сном» в контексте: [...] в бюст - это нормально, а тарелку в губу - ужасно. Я писала и о забавных особенностях гигиены [...]
LiveJournal: pingback_botlivejournal on March 24th, 2014 07:52 pm (UTC)
Ксенофобия и этнография
Пользователь lovelyman111 сослался на вашу запись в записи «Ксенофобия и этнография» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ксенофобия и этнография [...]