?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 June 2010 @ 05:02 pm
Чувствительность к боли: мужчины и женщины  
doktorbel 

В одном из моих постов doktorbel.livejournal.com/28590.html про Машку-рецидивистку, я упомянул, что женщины менее восприимчивы к болевому стимулу чем мужчины, и что мужчина точно бы не перенес родовую боль. В комментарии от уважаемой kurusha было высказано-"А вообще-то у женщин на треть серотонина меньше вырабатывается, поэтому, на самом деле они к боли чувствительней. Но, в итоге, выносливее получаются." Для себя я окончательно решил разобраться, кто же действительно более устойчив к боли М. или Ж.. И вот что из этого получилось.

   Хочу сразу рассказать о серотонине, я действительно нашел кучу сайтов, где написано, что у женщин вполовину меньше серотонина, и она более чувствительна к боли, выходит у мужчин на 50% этого вещества больше и они менее чувствительны к боли. Но ни где не описано действие серотонина как обезболивающее, более того серотонин участвует в процессах аллергии и воспаления. Местное (например, внутримышечное) введение экзогенного серотонина вызывает сильную боль в месте введения. Предположительно серотонин наряду сгистамином и простагландинами, раздражая рецепторы в тканях, играет роль в возникновении болевой импульсации из места повреждения или воспаления.
   Итак существует ноцицептивная (болевая)  система и уравновешивающая её антиноцицептивная (противоболевая) системы. Как же возникает болевое ощущение?
    Все происходящие в нашем организме изменения, а также вмешательства извне затрагивают специальные структуры, расположенные на поверхности клеток, — рецепторы. Чуть изменился состав крови, «подскочил» уровень одного из гормонов, и рецептор сразу же реагирует на это. Рецепторы «замечают» изменение не только биохимических, но и физических параметров. Существуют рецепторы, отвечающие за восприятие холода, тепла, света, давления, растяжения и других физических факторов. У каждого рецептора имеется своя «специализация». Любой из этих (и массы других) раздражителей может стать болевым — вопрос лишь в интенсивности воздействия.
На особо сильные, избыточные воздействия призваны реагировать болевые рецепторы. При их раздражении запускается целый каскад реакций, и в итоге информация о раздражителе по нервным волокнам поступает в центральную нервную систему (ЦНС): головной и спинной мозг. Получив и обработав информацию, ЦНС посылает «встречный» нервный импульс — ответ организма. И тогда живому существу может стать больно! А может, и нет, потому что в нашем организме есть и«антиболевая система» .
«Антиболевая система» тормозит чрезмерный поток болевых импульсов, поступающих в спинной и головной мозг, предохраняя тем самым нервную систему от перевозбуждения, развития шоковых состояний и хронической боли. «Антиболевая система» играет роль своеобразного фильтра: определяет, на что организму реагировать в первую очередь, а с чем подождать. В ее состав также входят образования, ответственные за эмоциональные реакции. Именно здесь все приходящие стимулы сортируются на опасные или неопасные. Второстепенные игнорируются, а остальные допускаются к центрам реагирования нервной системы.
    Теперь попытаемся разобраться, чем отличается мужская антиболевая система от женской и чья мощнее. В стрессовой ситуации выделяется адреналин, он одинаково выделяется и у мужчин, и у женщин, заставляя организм не замечать боль (вспомните бои на ринге, течет кровь, разбитые носы, а бойцы не корчатся от боли, а с еще большим остервенением молотят друг друга, или женщина способна поднять грузовик под которым ребёнок). Другие мощные гормоны направленные против боли- половые гормоны. Тестостерон, мужской половой гормон, чем его больше, тем лучше мужчина защищен от агрессивных факторов, риск инфарктов, инсультов минимален, на боль реакция меньше (болевой порог выше) чем у женщин, значит слабый пол проигрывает. После тридцати лет количество тестостерона снижается, вместе с действием.
    Не все так однозначно, да в обычной жизни женщина более чувствительна к боли, более того она приукрашивает свои ощущения, делая их яркими, полностью уходя в боль. В Англии проводили исследования-волонтёров просили окунуть их "недоминирующую" руку в ванну с тёплой водой (37°С) на две минуты, после чего погрузить ту же руки в ванну воды со льдом (1-2°С). Во время этих процедур был измерен болевой порог ("точка", в которой человек интерпретирует некое воздействие как боль) и порог терпимости (момент, начиная с которого выдержать боль невозможно). Представительницы прекрасного пола "проиграли" мужчинам по обоим параметрам.Однако, несколько лет лет назад  проводили подобное исследование с привлечением пациентов, прошедших абдоминальную(на животе) хирургию — чрезвычайно болезненную операцию. Ста пациентам  раздали устройства с кнопкой, при нажатии на которую поступало дополнительное обезболивающее.Тогда обнаружили, что мужчины использовали на 25% больше морфия". По всей видимости, что в экспериментах с погружением рук в ледяную мужчины могут выбрать "мужественный подход" и продержать руку намного дольше, чем женщины, просто потому, что они хотят поддержать престиж сильного пола. Ведущим противоболевым гормоном у женщин является- эстроген, проблема в том, что он у них выделяется волнообразно, количество меняется  на протяжении месяца. Так в период беременности выработка эстрогена в организме достигает своего пика, и как следствие, вырастает и болевой порог, как в предродовой период, так и в период их прохождения.  Именно по этой причине, женщины в родах менее восприимчивы к болям, связанным с родовой деятельностью. После менопаузы замечено усиление болей когда эстроген снижается (например, суставные и вагинальные боли), да и риск инфарктов возрастает.
   К старости болевой порог увеличивается (меньшее чувство боли), но это уже связано с дегенеративными изменениями нервной ткани.
Кто же выигрывает в нашем споре, да те кто дольше живет- ЖЕНЩИНЫ. Так что берегите мужчин, их и так мало.


Отсюда


 
 
 
(Deleted comment)
kotomyshkotomysh on June 24th, 2010 08:25 pm (UTC)
Вы имеете какое-нибудь отношение к биохимии? Или неврологии?
(Deleted comment)
kotomyshkotomysh on June 24th, 2010 08:59 pm (UTC)
Спасибо:)
femida_522femida_522 on June 25th, 2010 05:30 am (UTC)
мне кажется выявлять мужчинам или женщинам больнее, все равно, что выявлять - кто умнее. Это завуалированная дискриминация. То, что об этом размышляет врач, не делает ему чести
deliri_enndeliri_enn on June 25th, 2010 06:23 am (UTC)
cтранно
При чем тут честь и дискриминация??? Где здесь ОЦЕНКА?
Мужчины и женщины в разном возрасте при разных психических и физических состояниях по-разному переносят боль...
Часть лечебных манипуляций сопровождается болью - почему же врач не должен размышлять о том, кто как и когда лучше-хуже переносит боль и кому сколько обезболивающих лучше помогут ее пережить??? А индивидуальный подход к каждому больному будет тогда супердискриминацией?
И "выявляеть кто умнее" тоже можно по-разному...
Умнее-глупее - это ОЦНКА, а есть факт - у мужчин и женщин восприятие и мышление различается...
femida_522femida_522 on June 25th, 2010 06:48 am (UTC)
при чем тут дискриминация?
Цитата из поста
Всё таки женщины как кошки живучи и терпеливее к боли по отношении к мужскому полу, мужик бы не вынес этого всего. В защиту скажу, терпение к боли заложено природой, иначе как бы женщина вынесла родовую боль.

По поводу неправомерности выводов чувствительности женщин на основании родов, я доктору написала. А индивидуальный подход как раз таки и предполагает учет ндивидуальных особенностей конкретного организма и конкретной личности. Вот лично Вам будет приятно, если Вы поступите в клинику с ЧМТ, а на Вас доктор махнет рукой - ну она же женщина, значит живуча как кошка, стало быть уделю ка я лучше внимание вот этому мужчине с такой же травмой, ему тяжелее и больнее, потому что он мужчина. Как Вам такие рассуждения? А восприятие и мышление различаются не у мужчин и женщин, а также у каждого конкретного человека. Вот Вы тоже кажется женщина, если я не ошибаюсь, и я тоже женщина, но восприятие и мышление у нас с Вами похоже ну о-оочень сильно различаются
deliri_enndeliri_enn on June 25th, 2010 07:26 am (UTC)
не хочу обсуждать то, чего не вижу
Я - женщина, да... Не хочу обсуждатьто, чего не вижу...
ИМХО, Вы увидели только стереотип. В обсуждаемом посте НЕТ рассуждений типа: "ну она же женщина, значит
живуча как кошка, стало быть уделю ка я лучше внимание вот этому мужчине с такой же травмой, ему тяжелее и больнее, потому что он мужчина"... Нету там такого.. нету! Зато есть такое:
"Ведущим противоболевым гормоном у женщин является- эстроген, проблема в том, что он у них выделяется волнообразно, количество меняется на протяжении месяца. Так в период беременности выработка эстрогена в организме достигает своего пика, и как следствие, вырастает и болевой порог, как в предродовой период, так и в период их прохождения. Именно по этой причине, женщины в родах менее восприимчивы к болям, связанным с родовой деятельностью."
femida_522femida_522 on June 25th, 2010 07:35 am (UTC)
Что касается родов, то обезболивание происходит совсем по другой причине, связанной исключительно с ситуацией родов, я автору уже написала об этом, он согласился. Именно поэтому ситуация родов не является показательной для выводов относительно более высокого порога болевой чувствительности женщин вообще
kotomyshkotomysh on June 25th, 2010 06:50 am (UTC)
Он просто разбирает сложившиеся стереотипы. В народе существуют две полярные точки зрения: "женщины лучше переносят боль и более выносливы" и "мужчинам драться и переносить боль помогают гормоны". Вот о том и спич, это не автор придумал, автор только разобрал суть предрассудка.
А что касается дискриминации... Если дискриминационные исследования способствуют, скажем, разработке болеутоляющих, то и слава богу,
femida_522femida_522 on June 25th, 2010 07:25 am (UTC)
А, понятно, стереотипы то как раз и приводят к антагонизму. А дискриминационые исследования не способствуют ничему хорошему. Конечно надо проводить с учетом биохимических особенностей, но ведь не исходя их фразы - женщины живучи как кошки....
kotomyshkotomysh on June 25th, 2010 07:30 am (UTC)
Конечно. Но если уж такая фраза есть, почему бы и не разобрать насколько она близка к действительности?
Меня, к примеру, возмущают стереотипы из серии "все мужики...", но возмущением кавардаку в чужих головах не поможешь, придется разобрать все по винтикам и показать, почему это не так. Иначе не поверят:)
femida_522femida_522 on June 25th, 2010 07:42 am (UTC)
да, меня тоже очень возмущают фразы типа "все мужики...." и "все бабы..." Это как раз из серии ложных выводов на основании недостаточных предпосылок. Если взять данный случай, то доктор взяв за пример эту самую Машку-рецидивистку делает вывод, что все женщины живучи как кошки (кстати относительно кошек тоже не факт, ничуть они не живучи, я в этом однажды убедилась :(
miu maumiumau on June 25th, 2010 12:44 pm (UTC)
На самом деле болевой порог может еще сильно изменяться у каждого человека, в зависимости от многих условий. Я всегда была терпеливая, но на каком-то этапе, когда меня года три регулярно резали, кололи и мучили всякими болезненными терапиями, я "привыкла", и уже не дрогнув подставляла руки даже под катетеры, пожимала плечами и говорила, что "да ладно, переживу и так" про многие вещи, где предлагали лишнй укол или что-то успокоительное. А потом, после еще 2 лет таких же испытаний меня пробило в один день (или вернее в одну ночь) и видимо чаша моего терпения перелилась через край. Я начала заливаться слезами и впадать в приступы паники буквально от вида иголок, и мне все начало казаться невыносимым. Врачи так и сказали, что сначала произошло притупление, а потом терпение кончилось, и тело заявило свой протест.

Еще я помню, что во время беременности я почти не чувствовала боли, я много занималась спортом и набивала себе чернючие синяки, с горок катилась кубарем или билась очень сильно о доски и пристани в морских волнах, и ничего не чувствовала. В другом состоянии от того же самого ежилась, жаловалась и ныла.

P.S. У меня часто бывает ощущение, что мужчины агонизируют от каждого насморка. Но мне кажется, что это не с болевым порогом связано, а с чем-то другим, не знаю с чем. Может быть они просто привыкли вечно быть такиим сильными. что моменты слабости их так убивают...
kotomyshkotomysh on June 25th, 2010 06:02 pm (UTC)
Я знаю женщин, падающих в обморок, когда им прокалывают уши и женщин, которые родив, встают с каталки, идут в душ, а потом идут стричь медперсонал. И мужчин знаю разных. Это просто любопытное частное мнение. А на переживание боли влияет множество факторов: и эндорфины, и дофамин, и серотонин, и адреналин и просто отношение к боли.