kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

Русская эмиграция сегодня

Написала вчера ночью злое псто и убрала под глаз. Не хочу портить никому настроения и разводить холивары. Попробую высказаться спокойно.
У меня довольно много знакомых, в том числе близких, оказалось в эмиграции. В самых разных странах. Я, на основании собственного опыта и на основании анализа ЖЖ, сделала ряд наблюдений. Просто наблюдений, которыми хочу поделиться, вместо того, чтобы вступать в бессмысленные пререкания.
Конечно, все люди разные. Но можно выделить три категории бывших соотечественников: уехавших по идеологическим мотивам, уехавших по бытовым причинам (например замуж), уехавшие по работе.
Одним повезло меньше, другим больше. Но вот какая штука.
Категория "уехавших" по бытовым и рабочим причинам, как правило, сохраняет ясность мысли и объективность. А в первой категории огромное количество тех, кто враждебен России, но дело даже не во враждебности, а в своеобразном подходе к фильтровке информации.
В России, как и в мире, ежедневно происходит множество событий, которые можно условно обозначить как позитивные и негативные. Та категория людей, о которых я веду речь, сконцентрирована на негативе. Они из личного опыта путешествий в Россию и общения с русскими прицельно выбирают самое негативное. Отчасти это объясняется спросом на негатив о России: никто не будет читать восторженные отзывы, т.к. во-первых, пипл почему-то любит "чернуху", во-вторых, очень сильны стереотипы о России и русских, в-третьих, существует хорошо проплаченный информационный заказ. Я не буду углубляться в две последние причины, о первой я писала, о второй написаны книги С.Г. Кара-Мурзы.

По первому пункту. Почему "пипл хавает" и просит добавки?
О самих россиянах я уже писала и еще напишу. Сейчас об эмигрантах. Вот скажите, почему нормального человека, сменившего ПМЖ, расплевавшегося с бывшей Родиной, которую о и Родиной-то не считает, волнует, что на этой самой не-родине происходит? Почему не в Сомали и не в Индонезии? Какое ему дело до "чужой" ему страны?
Душа болит за страну? Нет,не болит, ибо болела бы - сделал бы что-нибудь для страны, а не пустобрехствовал.
Откуда такое пристальное внимание к нелюбимой и неродной стране? Об этом ниже.
А вот, почему, скажем, проведя прекрасно время конкретно со мной, никто не пишет, как было хорошо и прекрасно и какие в России замечательные люди? Мне лично говорят, а окружающим - нет. Почему?
Да потому, что спрос на гадости есть, а на прекрасное - нет. Конформизм и конкъюнктурность. Лекго и приятно поднимать свой рейтинг, избавляясь от накопившихся в организме ядов, правда? По аналогии с психофизиологией, примерно, как акт дефекации для застрявших на анальной стадии. Этому есть простое психологическое объяснение - сброс агрессии в пространство, троллинг. Остается вопрос, кто это отходы жизнедеятельности потребляет и зачем? Я, как бы, в курсе, что есть соответствующая сексуальная девиация, но чисто физиологически жрать дерьмо - странная наклонность. Может, микроэлементов не хватает?

Итак, зачем и почему некоторым эмигрантам так необходимо собирать, распространять и потреблять самую негативную из доступной информацию о России и русских.
Причин тому несколько.

1.
Как бы ни открещивались эмигранты от "бывшей" не-родины, они были, есть и останутся русскими.

Русскими по языку, по менталитету, по мироощущению. Именно поэтому они так активно существуют в русской языковой среде, пишут стихи и рассказы по-русски, ищут общения среди русскоговорящих, читают на русском и фанатично любят литературу, русскую литературу, литературу на русском. Именно поэтому они любят "чернуху" и "полив России удобрениями": абсолютно русская привычка. Никто в мире с таким упоением не хает Россию, как сами россияне и "бывшие". Никому, кроме бывших россиян не приходит в голову беспрестанно "ковырять рану" разрыва с Родиной. Потому, что если ты НЕ считаешь себя русским, так и занимайся своими швамбранскими делами, а наши дела оставь нам. Именно в силу русского мироощущения происходит постоянный мониторинг "чего там еще плохого", "кто виноват?" и "только в России такое возможно". Еще классиками замечено, что в России с подобострастием относятся ко всему иностранному. Эту дивную привычку увезли в качестве духовного наследства эмигранты. Хотя они и объявляют себя швамбранами, для них местное население не становится родным, они остро чувствуют свою "русскость" и переживают этот конфликт весьма по-русски: усиленно сравнивают достижения других народов с провалами и ошибками россиян. В этом принижении России проявляется склонность русских к самоуничижению, и русская суеверная опаска похвалить "свое", и русский стыд перед хвастовством, и это естественно... для русского. Но они-то отреклись от русскости и настаивают на своем швамбранстве, вот в чем парадокс.
Короче: то что выглядит, как русский, звучит, как русский, и действует, как русский - скорее всего русский.

2.
Россияне, покинувшие страну во времена глубокого "совка", были, есть и останутся "совками".
По целому ряду признаков. Помните расхожий штамп советской эпохи "идолопоклонство перед Западом"? Ни в одной европейской стране, кроме Совдепии, не было и не могло быть такого феномена. Эмигранты умудряются сохранять этот условный рефлекс. Для них по-прежнему, жители страны, куда они эмигрировали остаются "Западом" и "иностранцами", а они сами  себе - "совками". "Иностранцы" по русской традиции все как один культурные, богатые и цивилизованные, а русские, даже если они вовсе не русские, отсталые, нищие и дремучие. Когда натупает когнитивный диссонанс "совковой" мифологии и реальностью, новым соплеменникам тоже достается за примитивность, бескультурие, бездуховность и ретроградство, но, все равно, не так, как России.
Пока россияне пережили и "совок", и "лихие 90-е", и живут себе в 2010, эмигранты внутренне остались в том врмени, из которого уехали. Нормальная ностальгия. Они говорят "не по стране, а по юности", но это же нонсенс: юность-то проходила в ЭТОЙ стране под Окуджаву, Высоцкого и... что вы там в Швамбарнии слушаете, чего мы тут давно не слушаем? Они увезли и сохранили, что вовсе не плохо, скорее наоборот, целую культуру советской эпохи. И живут, и ведут себя в соответствие с идеалами своей юности - "совка". Это и исступленная любовь к книге, которая в СССР заменяла жизнь, и уважение к творчеству и любовь к искусству, которую они прятали в тайниках, размножали на "Эре" в диссидентской среде и контрабандой провезли через границу. Быть диссидентом по натуре можно было только в тоталитарном государстве и по сей день эти люди сохраняют диссидентский дух, дух "борцов за свободу". С кем борцов? За чью свободу? Не важно: главное, ребята, сердцем не стареть...(с) Мы давно привыкли приглашать друзей в кафе и рестораны, а они до сих пор действуют в советской манере: готовят салат "Оливье", варят холодец и пекут пироги на 20 персон в честь юбилея. Повторяю, это НЕ плохо, скорее хорошо и похвально. Но очень по-советски.
Отчасти из советского "пролетаризма" проистекает и вечное недовольство. Вы знаете, кто такой "пролетарий"? "Искать основного отличительного признака различных классов общества в источнике дохода - значит выдвигать на первое место отношения распределения, которые на самом деле суть результат производства. Ошибку эту давно указал Маркс, назвавший не видящих ее людей вульгарными социалистами. Основной признак различия между классами - их место в общественном проиводстве, а следовательно, их отношение к средствам производства." (Ленин, т.7, стр.44-45) Можно использовать или не использовать марксисткие и ленинские определения, но суть останется: пролетарий - неимущий, не владеющий частной собственностью, т.е. не имеющий наследственного места в обществе, оторванный от корней человек. В этом смысле, практически все советские люди было пролетариями, кем бы себя не считали: бедные, ничем не владеющие, лишенные классового самосознания.
Признаком пролетарской психологии является недовольство. Не чувствуя себя имеющим отношение ни к земле, ни к сословию, ни к делу (ремеслу или бизнесу), пролетарий в своем одиночестве и неуверенности критикует все вокруг и склонен искать причины своих страданий в злой воле "сильных мира сего". Людям с пролетарским мышлением свойственно искать объединения в сообщества по каким-то иным, нежели сословным, имущественным признакам и вообще формальным признакам: будь то фашизм, сионизм, исламизм, тайные общества или Аум Сенрике. Пустота ищет заполнения. Вот по вечному недовольству и сосредоточенности на критике происходящего, а не на созидательной деятельности, можно опознать пролетария, даже если ему удалось обзавестись скобяной лавочкой. Ну, а коли не удалось, то наемый работник, не владеющий собственностью, живущий в арендуемом или ипотечном жилье, попадает под определение автоматически и в дополнительных обоснованиях своей пролетарской сущности не нуждается. Поэтому, критиканские настроения эмигрантов хорошо объяснимы их социалистическим прошлым и отсутствием капиталистического настоящего. Не было земли и капитала в СССР, не появилось и в чужой стране, как ни называй ее своей. Традиционное сословное общество избавлено от подобных настроений в силу сосредоточенности на имуществе и средствах производства.
В наследство от "совка" досталось пролетарское самосознание и свойственный ему критиканский склад ума.
Если говорить образно, то это люди, подобные свиньям, которые живут среди дерьма, ни в чем так хорошо не разбираются, как в дерьме, поэтому их внимание сосредоточено на дерьме, они всюду выискивают дерьмо, роются в нем и распространяют вокруг. И потребляют дерьмовую информацию такие же специалисты по дерьму.
Можно вывезти человека из "Совка", но нельзя вывести "совка" из человека.

3.
Россияне, покинувшие Россию не стали своими в чужой среде.

Оторванность от корней, ощущение чужеродности, переживание "второсортности" связаны и с чужим языком, на котором теряется большой процент личности, и с советским прошлым, и с реальными культурными отличиями, и с привычкой чувствовать себя "иным".
Советское отсутствие прошлого, отсутствие сословной, классовой, родовой принадлежности свойственны всем русским, будь они "хоть негром преклонных годов" (с). Это одиночество бесклассового общества.
Репатриация немцев в Германию, евреев в Израиль, связана с травмой того, что отказом от родственности нашим березкам не приобретается автоматически родства с другим народом, с другими обычаями, другими ценностями. Человек, осознающий себя "чужим" в России не становится по щелчку "родным" в другой стране, к тому же, привычка чувствовать себя "не таким как все" никуда не девается и только усугубляет травму. 
Тот факт, что многим представителям "советской интеллигенции" пришлось в эмиграции работать уборщицами, официантами, таксистами,  заниматься стрижкой газонов  не укрепило самооценку и не уменьшило ощущение второсортности. В России ты был научным сотрудников, а в Швамбрании моешь чужие дома к празднику. В России ты гордился интеллигентностью и музыкальным образованием, а тут этого никто не ценит. В России ты мог кичиться бессребренничеством как признаком духовности, а в эмиграции таких понятий нет. Ты хуже, чем никто , ты -  раздражающий фактор для коренного населения.


4.
Чем неудачнее сложилась жизнь сбежавших, чем они неуспешнее  - тем больше ненависти к бывшей Родине.

Это объясняется действием механизмов психологической защиты. Как известно, какие механизмы сложились с детства, такими и пользуется человек, пока не овладел новыми, и если не научился жить осознанно.
Самооценка - стержневая структура личности, любыми путями она стремится к самосохранению. Для "лузеров" по самоощущению зачастую единственным выходом является поиск еще больших лузеров, чтобы на их фоне выглядеть поуспешнее. Люди с поврежденной самооценкой пытаются самоутверждаться за счет других. Для этого нужно: а) найти других несчастных, б) найти как можно больше несчастных, в) как можно более несчастных, г) не прекращать поиски. 
С той же похвальной целью самосохранения образ "России" используется в качестве клапана, выпускающего наружу негативные эмоции - своего рода ментальный сфинктер. Накопившееся недовольство, раздражение, агрессию нужно куда-то девать. Куда? В "Россию".
 Как в анкдоте: "Кто усрался? Невестка!"
Где все х..во? В России.
Никак не выйти замуж? А зато в России мужики баб не трахают.
Нет счастья в браке? А зато в России все мужики пьяницы.
Нет ни своего жилья, ни нормального заработка, ни других успехов... значит надо найти информационный повод в российском городе Пупырлове. Благо, велика Россия, повод найдется.
Я с состраданием отношусь к  чужим комплексам, но думаю о них вот что.
"Хитрый" замысел постоянно сравнивать себя с быдлом, чтобы чувствовать себя "небыдлом", не сработает в итоге.
Знаете почему? Да потому, что жизнь человека, сконцентрировавшего внимание на дерьме, становится дерьмовой. Вот по этим причинам и этим. В результате своей привычки рыться в дерьме, они неибежно превращаются в свиней и жизнь их проходит в дерьме. Воля их и выбор за ними. Просто надо бы иметь в виду, что всем окружающим, кроме них сами и таких же, как они, ясно видны и пятачки, и хвостики.
Кроме того, "заказ" публики на "российский хоррор" объясняется и попытками отвлечься от хоррора ежедневно окружающего, будь то общественные беспорядки, исламистские поджоги автомобилей, обстрелы или афроамериканский беспредел. Куда как безопаснее для здоровья ругать Россию - и пар выпустил и лояльность проявил. 
Представьте себе, как чудовищно трудно, особенно в случае, когда мосты сожжены и возвращение невозможно, признать, что в России ты бы жил лучше,  или что россияне твоего круга прямо сейчас, безо всякого сослагательного наклонения живут лучше, чем ты. Тут не обойтись без "зато". Самосохранение рулит.
Можно пройтись по всему списку защит, только зачем? По-моему, и так все ясно.
"Да, да, дайте мне негатива про Россию и побольше: глядишь, я и почувствую себя фигурой на фоне"

 
5.
Зависть.


 
Эта хитрая бестия скрывается под самыми разными масками и принимает любые обличья. Она прикидывается раздражением, праведным гневом, народной болью, борьбой за равенство... у нее тысячи ликов, но одна суть: нестерпимо осознавать, что кто-то живет лучше чем ты, особенно, если менее достойно. При том, что достоинство определяет сам завистник.
Зависть может быть не прямой, а хорошо закамуфлированной под "зелен нынче виноград" и благородное негодование. Если мы завидуем чьим-то бриллиантам, мы тут же начинаем искать кривые ноги, целлюлит или пятно на юбке. Если кто-то отчаянно жаждет свободы, воли, неограниченных возможностей самовыражения и предприимчивости, ему приходится ненавидеть Россию. Если кто-то завидует "халяве", бездельничанью и необременительному существованию - тоже.      Поэтому так абсурдны и алогичны опусы клеймящих российский "произвол, "беспредел" и прочий хоррор. Только не говорите: нечему завидовать, лучше сначала подумайте, а так ли зелен виноград, а весь ли он зелен, а является ли его зеленый цвет указанием на несъедобность.

По большому счет, беспомощные попытки найти к чему привязаться и таки привязаться, вызывают жалость. Плохо живется людям, раз 
они с таким упорством копаются в чужом белье. Дерьмовая у них жизнь, коли они видят вокруг одно дерьмо. Поэтому, и речь моя обращена не к ним, а к тем, кто не осознал еще содержания этого "взгляда со стороны".
 



Tags: люди, общество, угол зрения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →