Помните анекдот про пациента психиатра, который видит в геометрических фигурах непристойности?
А вот этот момент в берджесовском "Механическом апельсине" помните?
"На это оба смущенно заусмехались, а
потом сели по обеим сторонам кровати и раскрыли книжку. На первой странице
была фотография птичьего гнезда с яйцами.
-- Ну? -- проговорил один из докторов. -- Птичье гнездо, -- сказал я.
-- Полно яиц. Очень мило.
-- И что бы вы хотели с ним сделать? -- спросил другой.
-- Ну, -- говорю, -- расквасить, естественно. Взять его да и шваркнуть
об стену или об камень, а потом поглядеть, как там все яйца в лепешку будут.
-- Неплохо, неплохо, -- закивали оба и перевернули страницу. Открылась
картинка с большой такой птицей, которая павлин называется, и хвост у него
распущен, разноцветный такой, наглый донельзя. -- Ну? -- спрашивают.
-- Я бы хотел, -- говорю, -- выдергать у него из хвоста все перья,
чтобы он орал, как резаный. А то вон какой наглый, гад.
-- Неплохо, -- сказали они оба в один голос. -- Неплохо, неплохо. -- И
давай листать страницы дальше. Где были на картинках симпатичные devotshki,
я говорил, что хотел бы сделать им добрый старый sunn-vynn, а заодно и
pomordovatt хорошенько. Попалась картинка, где человеку въехали сапогом в
morder и в разные стороны брызжет кровь; я сказал, что хотел бы ему
добавить. А еще была картинка, где nagoi друг нашего тюремного свища тащил в
гору крест, и я сказал, что пошел бы следом с молотком и гвоздями. И снова:
"Неплохо, неплохо". Я говорю; -- К чему все это?"
В сущности, наше восприятие объектов искусства, людей, среды, оценки и интерпретации - любопытные проективные тесты для каждого интересующегося. И чем эмоциональнее и красочнее наши суждения , тем больше мы рассказываем о своих страхах, агрессии, комплексах и прочей старой рухляди, которую мы за собой таскаем. Ужасно забавно наблюдать за процессом "выдергивания перьев у павлина", особенно теми, кто уверен в своем интеллектуальном превосходстве.
Когда человек видит в античных статуях голых людей, а в картинах Рубенса целлюлит, когда человек уверен в своих оценках чужих движений души, интерпретации мотивов чужих поступков, он рассказывает вовсе не о других, а о себе.
Проекция - восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.
Довольно часто люди принимают свои проекции за необычайную проницательность, знание жизни, дедуктивные способности.
Другие, с той же степенью достоверности, - за эмпатию, умение "чувствовать" другого человека.
Третьи - уверены в наличии у них мощной интуиции.
Собственно, вот эта неколебимая уверенность в своих сверхвозможностях сама по себе достаточно симптоматична. Таким людям кажется, что если они контролируют себя, значит с их психикой все в порядке. Однако, с проекцией связано возникновение таких психических заболеваний как паранойя, фобия, мания, когда резко искажается восприятие внешнего мира при сохранении иллюзии контроля над собственным поведением.
Если говорить не о явной патологии, а о вариантах нормы, то, на мой взгляд, роднит носителей этого "вируса" некое ощущение своей "избранности", чуть ли не божественности: один чувствует себя неизмеримо выше ближних и глупость человеческая его раздражает, другой - считает, что ближние достойны всяческого сочувствия со стороны Его Величества, третьи - высочайше презирают "быдло" и игнорируют "сброд".
И каждый увлеченно рассматривает "соринки в глазах" других людей.
Что может быть увлекательнее рассуждений "знатоков душ человеческих", которые не спрашивают, верно ли они поняли, а утверждают?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →