kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

О чем спич?

Я искренне не понимаю, по какому поводу крик. Кто и о чем вопит по поводу реформы образования? 
Прежде чем кричать о том, как все будет плохо, предлагаю разобраться, как сейчас хорошо или как прекрасно было раньше.
На сегодняшний день в области образования сложилась абсурдная ситуация: с одной стороны, количество поступающих в ВУЗы чуть ли не превышает количество выпускников школ; с другой - уровень абитуриентов ниже всякой критики при всеобщем среднем образовании
 
Что это значит?
Что  образование стало профанацией. Дипломы и аттестаты есть, а образованных людей нет. Во всяком случае, отличить дипломированного дурака от специалиста можно только методом проб и ошибок.
Высшее образование не может быть всеобщим и одновременно качественным.
По очень простой причине: не рождается нигде и никогда столько умников, а значит, чтобы все могли закончить ВУЗ, надо снижать планку. Потому что при планке нормальной высоты придурки вылетят на первой же сессии.
Но мало этого. И среднее образование не может быть всеобщим и не должно. Во всяком случае, в том виде, в котором оно существует сейчас. Потому что и со школьной программой не все способны справиться. А значит, либо требования к программе занижены до предела, либо аттестаты не соответствуют действительности.
Вы знаете детей, которые реально овладели бы знаниями по алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии, языкам, литературе, истории и обществознанию в пределах школьной программы?
И каков процент таких, кто в состоянии сдать все эти предметы хотя бы на 4 балла?
Значит всем остальным было не под силу освоить программу. Следовательно, не стоило и государственные деньги тратить впустую на них. Если у родителей амбиции - пусть из своего кармана платят за обучение недорослей предметам, которых те все равно освоить не могут, по крайней мере, на общих основаниях. 

Огромное число поступающих в ВУЗы, изяЧно выражаясь, имеет способности либо к гуманитарным, либо к точным наукам. Прямо и честно, без экивоков это означает, что каждый из них НЕ справился со школьной программой в декларируемом объеме. Полным полно у нас филологов, не знающих ничего об интегралах и законах Ньютона, и технарей, не способных писать без грамматических ошибок.
Давайте скажем без обиняков: они не освоили программу среднего образования.
Поэтому, либо программа должна быть специализирована, либо те, кто не в состоянии ее освоить должны отправляться в ПТУ. Что, не хочется трудиться руками? Не престижно? Для любителей престижа есть платные ВУЗы. 
На сегодняшний день сложилась практика "вытягиваний" учеников, не способных к освоению программы, и ВУЗы плодятся как грибы после дождя. При этом качество образования все ниже, а сантехников все меньше.
Тех, кто не может - в ПТУ без разговоров.
"Гуманитариям" дать возможность честно учиться тому, к чему они способны, не списывая математику у "физиков".
"Физикам" дать возможность решать задачник Перельмана, а не тратить время на "лирику".
Те, кто в состоянии освоить и то, и другое, и имеют такое желание - освоят, не беспокойтесь. Такие головы всем нужны, будут у них и возможности, и стипендии, выиграют они свои олимпиады и получат свои медали. А середничкам придется либо вкалывать, либо умерить амбиции. И то, и другое по-своему полезно.
Я бы обязательное образование вообще до семи классов сократила, поскольку практика показывает, что это как раз тот уровень, который доступен всем, не являющимся олигофренами. А дальше - уже не всем.
И давайте будем честными: образованный человек не тот, кто когда-то получил какие-то отметки в аттестат или диплом, а тот, кто твердо знает, как устроена Солнечная Система, что такое валентность и гомозиготное состояние, не говоря уже об интегралах и законах термодинамики со склонением числительных.
А значит, школьная программа должна быть приведена в соответствие реальному положению дел. И четко обозначен минимум для будущих водопроводчиков. И создана возможность специализации "односторонне одаренным". И открыты пути, стипендии и гранты для тех, кто действительно имеет способности. А чтобы учителя хорошо учили, получая хорошую зарплату, надо избавить их от необходимости тратить время на тех, кто не хочет или не может. Во всяком случае, за госсчет. 
Я понимаю, что опыт всего мира и других стран нам, как обычно, не указ. Но средний уровень орфографии в ЖЖ как-то не убеждает меня в том, что деньги на обучение пишущих не были потрачены зря.

Tags: угол зрения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →