?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 April 2011 @ 02:23 am
Гордость и... гордость.  
Замечательное слово!
Люблю его почти так же, как "унижение".
Оно многозначно, неопределенно и весьма смело употребляется некоторыми слоями населения.
Привожу пример.
Кормлю шофера обедом.
А на обед у нас в тот день я приготовила: тайский суп "Том Ям", белый пареный рис, жареный рис по- кабоджийски, речную форель с цветной капустой, треску в томате, шпинат со сливками, салат фруктовый острый, салат куриный с ананасами, салат с сельдереем и фенхелем, салат из помело... вот все это он наворачивает и приговаривет:
"Эх, Ирина! Как у Вас всегда вкусно! Вот бы мою жену к Вам на стажировку отправить! Да жаль, не пойдет - гордая очень
В чем ее гордость и о чем это? И к чему, собственно?

Следующий пример.
Народная артистка РСФСР в месте с залуженной, обе беременные, клеят обои в квартире, поскольку муж народной не считает это "мужской работой". Комментарий: "Он отказался, а она - гордая женщина, не стала умолять, а взяла и сама поклеила"
И в чем тут гордость? 

Третий пример.
Юноша с апломбом упрекает девушку, с которой встречается: "У тебя нет женской гордости! Я вчера тебе не позвонил, а ты сама мне позвонила, это было мещанство(!), унижение с твоей стороны!"
Ну, и что это значит?

Формально, если верить словарю, 
гордость
1.
Чувство собственного достоинства, самоуважения.
отт. разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность.
2.
Чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительности чьей-либо деятельности.
3. перен.
Тот, кем или то, чем гордятся.

Так вот что интересно. Люди, которые хорошо понимают значение понятия "достоинство", "самоуважение" и "чувство собственного достоинства", употреблают "гордость" исключительно во втором и третьем значении. И крайне редко употребляют понятие "унижение" вместо "оскорбленное достоинство" или  "поруганная честь", и уже точно никогда в загадочных контекстах просторечья.
Зато если девушку (женщину) бесконечно "унижают", делают "унизительные предложения", говорят "унизительные вещи", то к гадалке не ходи, ясно из каких слоев барышня, с каким культурным уровнем и воспитанием.  Очень симптоматичное понятие. Как и "гордость".
Есть такие загадочные штуки, не помню из чьих стихов "у русских особая гордость", "женская гордость", цыганская опять же...
Они предполагают нечто совем отличное от понятий чести и достоинства. Последние предполагают, что достойно и честно - не воровать, не хамить, вообще не преступать законов и вести себя, согласно общественным нормам. Самоуважение существует только и исключительно на основе уважения к окружающим. Честь - на уважении себя и сохранении достоинства в глазах окружающих. "Особая" гордость предполагает почему-то способность не извиняться за причиненнй ущерб, не просить прощения за ошибки, не сожалеть о содеянном, "не подавать виду, что..."- мальчики не плачут вообще и некоторые девочки тоже; "умри, но не..."  -переводится "умри, но не будь естественным", не показывай возлюбленному, что любишь, к примеру. В контексте этой простонародной "гордости" любовь -  слабость, признание ошибки - потеря достоинства, публичные извинения - полное моральное уничтожение. Знаете, где существуют законы, противопоставляющие "гордость" - социуму? В тюрьме, на "зоне".
Это, действительно, очень "особая" гордость, построенная на презрении к "лохам", "работягам", "фрайерам". На презрении ко всем нормам, выработанным человечеством за долгие тысячелетия. "Живем не тужим, никому не служим."
И вот что любопытно, в разных культурах эта вот "гордость" - одна, словно маркер "чужих" любому обществу. 
Эта гордость имеет ехидную иллюстрацию в народном фольклоре: "Жабу готов съесть, лишь бы другим насолить!"
 
Возможно, не берусь судить, есть у "гордости" и национальные черты. В русском языке, судя по поговоркам, пословицам, изречениям гордость в любом виде отождествлялась с гордыней и была не в почете. см. В. Даль
а вот тут  любопытные примеры совершенно разных взглядов.
Огромна разница между "гордостью индейцев" и "гордостью белых". Первые гордятся только своими достижениями: поступками, достижениями, ловкостью, вторые - даже не знаю: "посмотрим, кто у чьих ботфорт в конце концов согнет свои колени..."
Видимо, кто кого поставил на колени, тот и молодец - закон стада. Обезьянами были, обезьянами и остались.

Вот еще пара чудных примеров.

Супруг той самой Народной артистки изменял ей с кем попало, завел вторую семью, заражал венерическими заболеваниями, бил, посадил ей на голову всех своих кавказских родственников и земляков, содержал всех братьев и сестер в ущерб жене с ребенком... Спустя 20 лет они все еще вместе, теперь где-то  в Гранд Опера. Подруга спрашивает:" Как тебе с ним живется?" Ответ:"А что я могу после стольких лет постоянных унижений?"
Любопытная логика, да?

И еще. Свекровь и невестка. Никто не прав, не виноват, просто свекровь очень "простая" до вульгарности и грубости женщина, а невестка излишне рафинэ. Невестка, будучи беременной, ушла после особенно сильного скандала к маме. Родила. Свекровь смотреть на внука не явилась. И просила передать, что "она гордая , унижать себя попытками примирения не собирается и на поклон не придет! А невестка сама еще приползет на коленях!"
И что это?

И последний пример.
Говорит дама (не европеоидной расы) сорока лет с очень гордой миной: "Я ему (мужу) всегда говорила все, что в хотела: что он тупой, что он деревенщина, что он слишком черный, что таких как он моя семья на порог не пускала.. И никогда, никогда! Никогда! Я не просила прощения. Я - гордая!"

Занавес!

 
 
 
soufflissimo: Signora gattasoufflissimo on April 1st, 2011 04:36 am (UTC)
Да-а, гордость у нас национальная проблема. Так же как и чувство достоинства. Как это все знакомо-знакомо!
Вместо того, чтобы предъявить претензии тому, кто обманывает, обижает- будем гордо игнорировать и давиться обидой.
Быть "гордой графиней" дорого обходится.
Из гордости не учиться чему-то новому, не сказать "не знаю", "Помогите", "простите". Цена - гнилые отношения, потерянные дети-внуки-друзья-супруги.

Спасибо за пост!
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 06:13 am (UTC)
Не за что:) Да, у ошибочных представлений печальные последствия.
(Deleted comment)
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 06:13 am (UTC)
На здоровье:)
GalyaDgalyad on April 1st, 2011 05:03 am (UTC)
Согласна. Сама часто об этом думаю. Но только слово 'унижение' я употребляю. Не о себе, а тогда, когда при мне унижают человека, я тяжело это переживаю, хоть в жизни, хоть в фильмах. Почему-то это слово мне кажется более точным, чем 'оскорбление достоинства'. Хотя я знаю, что именно о человеческом достоинстве идет речь.
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 06:16 am (UTC)
А как можно кого-то унизить, если не иметь в виду криминал? Что считается унижением? Как можно унизить не свое, а чужое достоинство?
GalyaDgalyad on April 1st, 2011 06:28 am (UTC)
Обычно это делают люди, имеющие власть. Мaмы с детьми, начальники с подчиненными и т д.
Хотя в фильмах, бывает, ты понимаешь, что это часть культуры, что все воспринимают это нормально, а меня корчит.
Это не значит, что я любой выговор воспринимаю, как унижение человеческого достоинства, конечно.
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 06:49 am (UTC)
Все равно, не понимаю. Вне рамок закона - понимаю, а в рамках - не понимаю. Примеры встречаемые Вами приведете?
GalyaDgalyad on April 1st, 2011 07:33 am (UTC)
Я сцену из фильма вам в следующем посте послала
А в жизни у меня была начальница, когда она распекала подчиненных, мне хотелось её стукнуть.
И у моей подруги сейчас начальница такая.
Холтя я понимаю, что люди позволяют себя унижать. НО мы же о слове 'унижение'.
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 09:32 pm (UTC)
Я видела:)
А она распекала без причины? Подчиненные были невинны?
Дело не в том, мне кажется, что ПОЗВОЛЯЮТ, а в том, каковы их предрассудки. Если считать наготу постыдной, то быть голым унизительно. Зависит от контекста, а не от действия.
udagan_horsaudagan_horsa on April 1st, 2011 09:37 am (UTC)
когда переходят на личности, вместо рабочих моментов, например... это считается унижением достоинства... когда приплетают одно к другому, не имея на то оснований...
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 09:39 pm (UTC)
Ну, допустим. Предположим, я сейчас Вас обматерю, Вы этим унизитесь?
udagan_horsaudagan_horsa on April 2nd, 2011 05:38 am (UTC)
несколько лет назад обиделась бы, наверное....
теперь, когда знаний про интернет и его население стало больше, появилось больше понимания и людей, тут всё концентрировано... раньше бы я мучилась вопросом "за что и почему?", теперь не обращу внимания или улыбнусь...
наверное больше обидно бывает за себя, что не смогла правильно дообъяснить свою позицию, отсюда и надутость, но обида внутри, а надутось снаружи =))
kotomyshkotomysh on April 2nd, 2011 09:30 pm (UTC)
Понятно:)
tjorn: Фрейфаксиtjorn on April 1st, 2011 08:12 am (UTC)
И что это?
Дурость. Форменная. Это я заявляю именно и конкретно как "Очень Простая Женсчинка" ТМ. :-)))
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 09:34 pm (UTC)
Re: И что это?
Как минимум дурость.
irondragonflyirondragonfly on April 1st, 2011 12:08 pm (UTC)
по первому пункту, насчет жены шофёра - возможно, его высказывание говорит не об особой гордости жены, а о его манере с ней общаться. Я хочу сказать, что если он правда не умеет такие вещи иначе, как в обидной форме - она и не пойдёт, конечно же. "Гордая" потому что :) Один мой знакомый ухитрился так меня в пример своей жене поставить, в присутствии нас обеих: ты только посмотри, как она с машиной управляется, не то, что ты... Думаю, если б он еще предложил мне её поучить, в том же тоне, все точно кончилось бы серьёзной ссорой. Но и так было видно, что ей крайне неприятно и обидно.
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 09:36 pm (UTC)
Обижаться - деревенская привычка:) Тут уж надо или относиться к словам прагматично, или давать дачи:))
irondragonflyirondragonfly on April 1st, 2011 09:40 pm (UTC)
Давать сдачи не все умеют.
А Вы что, никогда не чувствуете обиды?
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 10:26 pm (UTC)
Чувствую. И очень быстро она превращается в гнев, ярость, желание мстить.
Я ее чувсвтую. Но я не "обижаюсь", т.е. не веду себя, как надутая девочка. Я извещаю обидчика о своей реакции, а дальше - по ситуации.
irondragonflyirondragonfly on April 2nd, 2011 11:33 am (UTC)
Говорить о своих чувствах - особое умение. Обычно этому приходится учится уже во взрослом возрасте. А для начала еще учиться осознанности, чтоб иметь возможность понять, что вообще происходит в душе.

Разумеется, фраза "когда ты так говоришь, я чувствую боль, обиду и злость на тебя" - это очень конструктивно, гораздо более, чем уход в себя или слёзы. Но путь к хотя бы возможности произнесения такой фразы бывает очень долгим.
kotomyshkotomysh on April 2nd, 2011 09:55 pm (UTC)
Да, долгим. И наличие вот такого хама, как муж Вашей знакомой, ускоряет процесс адаптации, а его отсутствие - замедляет.
villisevillise on April 1st, 2011 07:49 pm (UTC)
Большинство примеров - нежелание признавать свои ошибки.
Да, первое определение называют гордыней
kotomyshkotomysh on April 1st, 2011 09:35 pm (UTC)
Да. Некоторые именно это и считают гордостью.
villisevillise on April 2nd, 2011 09:58 am (UTC)
ИМХО, национальные черты приписывают необосновано.
Как цыганская гордость, русская хандра (можно подумать что депрессией только русские страдают)
kotomyshkotomysh on April 2nd, 2011 09:52 pm (UTC)
:-)
(Anonymous) on April 5th, 2011 04:19 pm (UTC)
in_chick
в детстве-отрочестве-юношестве, в общем, долго очень, у меня был Девиз: Гордым легче, гордые не плачут...
И не знала я, что заканчивается это стихотворение словами
Гордым не становятся от счастья.
Гордость-это страх за свой покой...

Тяжело дается отказ от установок.
kotomyshkotomysh on April 5th, 2011 04:33 pm (UTC)
Re: in_chick
Тяжело. Но с каждым разом все легче.
(Anonymous) on April 6th, 2011 04:23 pm (UTC)
Re: in_chick
да.))))), за что и Вам премного благодарна.
myshekotmyshekot on April 6th, 2011 10:04 pm (UTC)
Re: in_chick
Я тут не при чем:))