kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

ЮРИДИЧЕСКИ ЗАКРЕПЛЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ



Гендерное равенство включает две ипостаси: равенство прав и равенство возможностей.
Равенство прав - это законодательно закрепленная общественная норма. В разных странах, в зависимости от уровня их развития и требований окружающей действительности, нормы различаются.
При формальном согласии стран западной цивилизации о необходимости равных прав, на деле законодательства не одинаково совершенны.
Я буду, по понятным причинам, иллюстрировать пост примерами из законодательства РФ.

Россия - удивительная страна, возможно, единственная в мире, где равноправие наступило не в результате борьбы женщин за свои права, а сугубо «сверху», волевым решением государства.

До недавнего времени государство продолжало совершенствовать нормы права в этом направлении, абсолютно игнорируя права мужчины.
Только во второй половине девяностых стали обсуждаться вопросы гендерной ассиметрии законодательства.
Надо отметить, что несмотря на декларируемое законом равенство полов, существовали и существуют существенные перекосы.
Основная масса дискриминационных законов и гендерных перекосов приходится на Семейный Кодекс.








СК
 

До недавнего времени Закон выглядел так, словно априори мужчина - несколько ненадежен, мало приспособлен к воспитанию детей и только и думает, как «слиться». Кодекс регламентировал ограничения прав, декларировал обязанности и угрожал санкциями.
Закон защищал права материнства и детства так, словно мужчина - враг, которого нужно бдительно контролировать.
 

Мать в гендерном образе своем и соответственно в Законе, представала априори лучшей родительницей, нежели отец.
Более того, по сей день закон по умолчанию предполагает следующее:
по общим российским нормам за новорожденным ребенком должна ухаживать молодая мама, которой в соответствии с законодательством предоставляется отпуск по уходу за ребенком и выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются больничные.
Ну вот просто исходя, видимо, из биологических предпосылок, религиозных традиций и исторически обусловленных обычаев.
Но вопреки логике и здравому смыслу.
Ведь если мама больна и госпитализирована в стационар, то в это время с ребенком должен находиться кто-то другой – отец, бабушка, дедушка либо другие ближайшие родственники.
А может, и не родственники, если таковых не имеется.
Тут и возникают вопросы:
- имеет ли право отец оформить больничный лист по уходу за ребенком на период болезни жены и получить ежемесячное пособие по уходу за ним;
- как оформить пособие по уходу за ребенком другому члену семьи, взявшему на себя заботу о ребенке.
Статьей 256 ТК РФ предусмотрено использование отпуска по уходу за ребенком полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.
До настоящего времени в существующем законодательстве в принципе отсутствовал механизм реализации прав второго родителя - отца.
Найдутся те, кто скажет, что отцы не очень-то и стремятся к реализации своих прав.
Даже если бы это было так, это вовсе не означает, что те, кто стремится, должны страдать. Предполагать можно что угодно, но факты говорят вот о чем.
В Конституционный суд поступали многочисленные обращения отцов, изменения, дополнения и разъяснения появились в Законодательстве только благодаря "папской" инициативе (http://www.volgograd.ru/theme/jurist/konstituzion_pravo/191451.pub)


Кстати, помимо нарушения прав отца, норма, возлагающая заботу о новорожденном на мать, дискриминирует и женщину, ущемляя ее права.
На труд, к примеру.
Есть разные женщины и далеко не все гендерно-запрограммированные, многие хотят делать карьеру, заниматься творчеством, делать деньги, а не трясти погремушкой.
Это подтверждается и опытом развитых стран, и социологическими опросами, и практикой института нянь.
В семьях, доход которых позволяет женщине вести социально активную жизнь, препоручив ребенка няне, женщины предпочитают не выпадать надолго из привычного ритма жизни.
Таким образом, защищая материнство и детство одной рукой, другой Закон ущемляет свободу женщины.
Для достижения равноправия в сфере ответственности за ребенка, следует привести права отца к равновесию с правами матери.
Гендерный стереотип, представляющий мужчину плейбоем, которому глубоко безразличны семья и дети, во-первых, не соответствует реальной действительности, во-вторых, подобные проявления существуют во многом благодаря необходимости соответствовать именно этому стереотипу, в-третьих, морально устарел: в наше время все больше мужчин находят в себе смелость разрушать рамки канона маскулинности и не бояться выглядеть «бабой», «слюнтяем», «тюфяком», «телком», «тряпкой», «нюней» и «хлюпиком».







Гендерная ассиметрия

Наиболее очевидное нарушение прав мужчины содержится в ст. 17 СК ограничивающей права мужа на расторжение брака во время беременности его жены и в течение одного года с момента рождения ребенка.


Следующая ассиметричная норма - Обязанность мужа па уплате алиментов жене в период ее беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенкаст. 89 - 90 СК.
Статья 89 возлагает на мужа обязанность предоставления содержания (выплаты алиментов) жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.
Аналогичная обязанность возлагается на мужчину и по отношению к его бывшей жене в случае развода при условии, что беременность возникла до момента расторжения брака. Наличие подобного рода нормы в российском законодательстве обусловлено необходимостью повышенной заботы о женщине, находящейся в состоянии беременности или занимающейся уходом за ребенком до достижения ребенком возраста, когда он может быть более безболезненно для его психики передан в детское учреждение; таким образом охраняются и интересы ребенка, которому до достижения возраста 3 лет, по российским воззрениям, предпочтительнее оставаться дома.
Здесь, строго говоря, речь должна идти о праве любого из супругов, занимающегося уходом за ребенком, требовать от другого выплату алиментов на свое содержание. Представляется, что в роли родителя, ухаживающего за маленьким ребенком, может в равной мере оказаться и отец, если, например, мать лучше трудоустроена, больше дорожит своей работой или ее труд лучше оплачивается.
Откровенная несправедливость этой нормы становится особенно очевидной тогда, когда мать оставила семью, и отец вынужден взять заботу о ребенке полностью на себя. При этом, оказавшись в этой ситуации, он не только не может развестись со своей женой без ее согласия до достижения ребенком 1 года, о чем уже шла речь выше, но еще должен по закону выплачивать ей алименты до достижения ребенком возраста 3 лет, поскольку закон не предусматривает в этом отношении никаких исключений и не допускает никаких оговорок. Между тем, и в трудовом праве, и в праве социального обеспечения на смену термину «мать» все чаще приходит термин «лицо с семейными обязанностями» и речь идет о лицах, «фактически осуществляющих уход за ребенком». Это соответствует и принципу формального равенства мужчины и женщины, и обеспечивает каждому из родителей, независимо от пола, равные возможности по осуществлению ими родительских прав.
Обратите внимание, при том, что Закон признает родителей равными в правах, в статье четко названа «мать». Даже если ребенок проживает с отцом и уход за ребенком осуществляется отцом, а мать живет своей жизнью, отец лишен права требовать алименты.


Установление происхождения детей (отцовство и материнство).

 

Начнем с того, что отцом ребенка, рожденного в браке или в течение трехсот дней после расторжения, признается супруг.
Даже если он не способен к размножению, даже если точно известен отец ребенка, даже если ребенок марсианин. Согласитесь, дискриминационная норма.
Но, мало того.
Мужчина, являющийся биологическим отцом ребенка, лишен права отцовства в том случае, если ребенок родился в то время, когда мать была в браке с другим мужчиной. То есть, если женщина забеременеет от Васи, будучи замужем за Петей, Петя станет «счастливым» отцом, а Вася может идти лесом. Причем, до 1997 года мужчина имел право зарегистрировать отцовство, а с 97 - уже нет.

Далее. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Понимаете? На основании справки из роддома.
А я Вам скажу по секрету, что этого явно недостаточно. Не знаю, как сейчас, а в советское время и в девяностые, врачи нередко нарушали закон из гуманитарных соображений. В роддом поступали две женщины, скажем, несовершеннолетняя беременная дурочка, как гинекологическая больная и бесплодная дама, как беременная. Через некоторое время дама уходила с младенцем, девочка с «незапятнанной репутацией». Как вы понимаете, договор на услуги не заключался. Мне известны случаи, когда жене удавалось имитировать беременность и обмануть мужа.
Вот вам и справка из роддома, и показания свидетелей.

В ситуации ЭКО мужчина может быть вообще не в курсе, чьего ребенка вынашивает его жена, если брак не заключен официально, или если врачи из гуманных соображений решили «пощадить» его самолюбие и, во имя спасения брака, не сообщать ему о том, что его шансы стать отцом стремятся к нулю. Не думаю, что это практикуется, но мужчина должен иметь право знать.
То, о чем я вам рассказываю, безусловная уголовщина, но интересно с точки зрения прав мужчины, правда?
Безусловно, закон не в состоянии предусмотреть все человеколюбивые изыски наших сограждан, не в может исходить из недоказанных предположений о недобросовестности врачей и отсутствии у них страха перед УК. Но факт дискриминации налицо: женщина вправе, мужчина нет.



Статья 49 СК гласит, что в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или одного из них в органы загса, «происхождение ребенка от определенного лица (отцовство)» устанавливается в судебном порядке. Аналогичной нормы, позволяющей установление происхождения ребенка от матери в судебном порядке, Семейный кодекс не предусматривает.
Такое положение объективно обусловлено, и достижение гендерной симметрии здесь невозможно a priori. В противном случае мы окажемся в абсурдной ситуации, когда в отношении женщины, отказавшейся от ребенка в родильном доме или попытавшейся избавиться от нежеланного ребенка каким-либо иным путем (например, подбросив его под двери чужого дома), можно будет возбудить дело об «установлении материнства», допустив при этом возможность розыска матерей, проведения экспертиз и т.д. И снова гендерный перекос в сторону женщины.

Еще одна гендерно-асимметричная норма, предусмотренная Семейным -кодексом, касается установления отцовства в добровольном порядке в отношении ребенка, рожденного вне брака. В таких случаях, в соответствии со ст. 48 (п.3, ч.1), отец и мать ребенка, не состоящие между собой в браке, подают совместное заявление в орган записи актов гражданского состояния. Если же мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав либо ее местонахождение невозможно установить - с заявлением обращается один отец ребенка, но с согласия органа опеки и попечительства; если орган опеки и попечительства отказывается дать такое согласие - вопрос решается в судебном порядке». Таким образом, законодатель подходит по-разному к регламентации установления отцовства и материнства.

Самое печальное произойдет, если попытаться примернить эти нормы к гомосексуальным родителям. Мало того, что семья двух мужчин семьей не признается, право отцовства может принадлежать лишь одному из них, нормы СК на подобную семью не распространяются, права мужчин никак не защищены.


Расторжение брака


Попытки соблюсти в Кодексе гендерное равенство по существу свелись к предложению отмены нормы, не позволяющей мужу развестись со своей женой без ее согласия во время ее беременности и в течение одного года с момента рождения ребенка.
Обратите внимание, как неоднозначна в отношении прав и возможностей эта статья.
С одной стороны, женщина в праве уйти, когда захочет, а мужчина нет, но с другой стороны, мужчина уходя уходит свободным, а женщина отягощенной, временно нетрудоспособной, и так далее.
То есть, в этой ситуации формальное соблюдение равных прав приведет к нарушению симметричной реализации этих прав.
Эта норма закона направлена на уравновешнивание биологического неравенства мужчины и женщины их гендерным равноправием.
При этом, она нарушает права человека в отношении мужчины. Ограничение права мужа на расторжение брака в одностороннем порядке принадлежало к числу наиболее дискуссионных.
В юридической литературе справедливо обращалось внимание и на то, что закон не делает также никаких исключений и для тех случаев, когда муж не является отцом ребенка, рожденного его женой.



Репродуктивные права и гендерные проблемы


СК предусматривает, что вопросы материнства и отцовства решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.

Нужно или нет получать согласие мужа на производство его жене медицинской операции по прерыванию беременности путем аборта - это вопрос, который в последнее время все чаще поднимается и у нас в стране, и на Западе противниками абортов. В российском законодательстве ответ на него отрицательный: Основы законодательства РФ предусматривают право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. Но если встать на позиции формального равенства, забыв об объективно существующих физиологических различиях, то, действительно, женщины в решении этого вопроса наделены - преимущественным правом, что может быть расценено как ущемление прав мужчин.
Но до тех пор, пока вынашивают и рожают детей, женщины, а не мужчины, невозможно отнять у них право самостоятельно решать вопрос о деторождении без нарушения свободы личности и основополагающих прав человека.
Гендерный дисбаланс связан с тем, что женщины в случае бесплодия своих мужей, могут прибегнуть к искусственной инсеминации с использованием донорского материала, а мужья, в случае бесплодия их жен или невозможности выносить ребенка, без привлечения суррогатной матери такой возможности будут лишены, а значит - будут лишены вообще возможности иметь своего собственного сына или дочь.
В известном смысле дискриминационной по отношению к мужчинам может быть также признана норма, закрепленная в ст.35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривающая право каждой совершеннолетней женщины детородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Что же остается мужчине, желающему иметь детей? Усыновить ребенка без согласия супруги невозможно, суррогатное материнство - тоже. Остаются развод и новый брак или внебрачный ребенок от другой женщины, причем, права этого ребенка и этой женщины будут не защищены.
Коли уж мы упомянули суррогатное материнство, то закон будет на стороне суррогатной матери, в случае, если она предумает и решит оставить ребенка себе. Если она замужем, то ребенок автоматически будет зарегистрирован, как дитя ее мужа.

***


Вот так вкратце выглядит положение российского мужчины в области семейного законодательства.
Кроме того, известно, что в 90 - 95 % бракоразводных дел спор о ребенке решается в пользу матери. При этом для судьи как правило, в таких случаях особой проблемы не возникает. По мнению большинства судей, «мать все-таки больше любит своего ребенка, чей отец, потому что по своей природе женщина ближе к ребенку, чем мужчина». Крайняя субъективность такой оценки очевидна и обусловлена существованием гендерных стереотипов.
Исследования показывают, что представление о том, что мать лучшая нянька, лучший педагог, чем отец, что мать более внимательна, что мать сильнее любит, являются не более, чем стеротипами.
Но не взирая на отличный уровень зарплат, судьи у нас в соновном женщины. Причем, женщины-юристы, а не женщины-психологи, соответственно, не являющиеся и не обязанные быть компетентными в вопросах гендерных проблем.
Поэтому, в каждом случае, допускающем толкования, судья будет принимать решение, опираясь на свои предрассудки и моральные воззрения.
До тех пор, пока гендерный досбаланс в законодательстве не будет устранен, мужчина будет находится под угрозой легитимного произвола.







Продолжение следует...


Tags: гендер, закон, мужчины, стереотипы
Subscribe

  • Виджая Дашами

    Виджая Дашами – это апогей древнего праздника Индии Наваратри, почитающего богиню-мать Дэви. Отмечается осенью, на 10-й день светлой…

  • Гимн ста восьми имён Дурги.

    . श्रीदुर्गाष्टोत्तरशतनामस्तोत्रम् . .śrīdurgāṣṭottaraśatanāmastotram.(Вишвасара тантра) ईश्‍वर उवाच īś‍vara uvāca शतनाम प्रवक्ष्यामि…

  • Махавидьи

    РОЖДЕНИЕ МАХАВИДИЙ «Мгновенно Ее глаза налились гневом. Сати подумала: «Я стала супругой Шивы по собственному выбору, но сегодня Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments