?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 August 2011 @ 11:58 am
Кто такие кхмеры?  
Удивительный кхмерский этнос складывался веками, вбирая в себя красоту разных рас, пассионарность пришельцев и креативность культур, сливавшихся воедино.
О происхождении кхмеров ведется много споров. По одной из версий их далекими предками были австралоиды - раса, господствоващая в ЮВА, по другой - праведдоиды - параллельная ветвь, родственная австралоидам раса, но более грацильная, утонченная. Ученые спорят, пришли ли австралоиды в Азию или сами из нее вышли, для нас же достаточно того, что необычные для монголоидного региона черты действительно присущи кхмерам. К потомкам праведдоидов относят и автохтонное доиндоевропейское население Индии. Многочисленная веддоидо-австралоидная семья издревле населяла этот регион.



С лингвистической точки зрения древние веддоиды было преимущественно дравидами - носителями языков дравидийской группы, что, кстати, обособляет их от австралоидной расы. Сегодня дравиды населяют в основном Южную Индию, частично населяют Цейлон, Малайзию, Мьянму, их потомки населяют острова некоторые острова Индонезии.
Влияние дравидов на формирование кхмеров выразилось не только во внешности, но и в формировании культуры. Вести свое происхождение от предков Нагов (в отличие от соседних тайцев-кошек, или нас - обезьян) - культура "народов-нагов" - очень характерная именно для дравидийской семьи народов мифология .

Миф о возникновении Камбоджи

Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга, прогнал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где он встретил очаровательную девушку Сома, дочь царя Нага — змея, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы — Нага — признал их женихом и невестой и в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.



Наги - кто они?


Наги (др.-инд. nāga), в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами.
Наги считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царём Гарудой, рождённым другой женой Кашьяпы — Винатой. Нагам принадлежит подземный мир — патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причём их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати — женой Куши, сына Рамы. В мифах названы многие цари нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю; Васуки, использованный богами и асурами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана; Такшака. Обширный цикл мифов о нагах имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царём Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царём нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил) (Мбх. I 13—54). Одна из легенд этого цикла рассказывает, как наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши (I 30).

В индийских источниках представление о нагах — божественных змеях — смешивается с представлением о нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии ещё до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии (Вишну-пур. II 3, 6); с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные наги были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.

В буддийской мифологии наги — змееподобные полубожества.
По всей вероятности, наги играли важную роль в мифологии доарийской Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи (Э. Конзе и др.) видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках».
Наги разделяются на два класса — живущих в воде (в реках и морях) и на суше.
Наги могут превращаться и в человека.
Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность».
Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть.
К буддизму наги относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакьямуни, ещё до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага.
В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии наги сопоставлялись с местными змееподобными божествами (как, напр., с лу в Тибете).

В мон-кхмерской мифологии наги обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин.
По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю.
Там он женился на дочери их царя, который дал ему сампот (поясную одежду) с изображением нагов.
В старину жених должен был дарить невесте такой сампот.
Прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в нагов.
Женщина-наг — центральный образ кхмерских династийных мифов.
Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой нагини, и от этого зависело благосостояние страны.
В одном буддийском мифе Мучилинде-нагу принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом — наг обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён. Изображения нагов часты на барельефах Ангкора.



У лаосцев особенно выражена функция нагов как духов — защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать нагов во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию нагов был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. Наги в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой — плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить нагам переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Наги обитают также в скалах. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей нагов (прайя нак). Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие наги — Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.


Дравиды и арии
Одна из самых красивых в мире кхмерская письменность и кхмерский язык берут свое начало в языковой группе дравиди или силлабарии - группе южноиндийских письменностей. Силлабарий венгикадамба считается родоначальником всех дравидийских, а также кхмерского и древнеяванского письмен.
Даже если согласиться с теми, кто относит древншейших предков кхмеров к австралоидам, то уже к началу нашей эры регион активно подвергался влиянию разраставшегося этноса индийцев, несших с собой плоды просвещения, Буддизм и новую кровь.
Выходцы из Индии стали основателями великих соседних царств - Королевство Чампа на Востоке, Королевство Бапном (Фунань) I-VI в.до н.э. на территории центральной и Южной Камбоджи и Королевство Паган на Западе, вохникшие примерно в эпоху, эквивалентную эпохе династии Хань.



Влияние Бапном постепенно распространилось на соседние территории современных Лаоса, Таиланда и Бирмы, увеличив свою территорию вчетверо вплоть до Малаккских островов.



К концу VI века Бапном был покорен своим вассалом - Ченла.



Ченла разрасталась, усиливалась и просуществовав два столетия, и положило начало Великой Кхмерской Империи - Камбуджадеша со столицей в Ангкоре.



Kaк видно даже по приведенным картам, точности в определении границ в тот или иной переод нет.
Все это время, несмотря на сильные торговые связи, влияние монголоидных соседей на расовый облик кхмеров было минимальным: все соседи были того же протоиндийского происхождения, вплоть до вторжения китайских народов Лао и Таи, гонимых монгольским Хубилай-ханом из их княжества Наньчжао в 12 веке.
Сегодня расовый состав Камбоджи велик и разнообразен. Соседние Вьетнам, Таиланд и Лаос подверглись гораздо более значительной китаизации, нежели кхмеры.
Помимо типичных южных монголоидов - невысоких, со щелевидым разрезом глаз, эпикантусом и вдавленной спинкой носа, здесь встречаются курчавые, темнокожие, с развитыми надбровными дугами и крупными лицевыми костями, очень австралоидные, их дети обладают светлыми волосами, среди них много рыжих, своеобразного ржавого цвета, какой бывает у «пергидрольных» брюнетов. Есть среди кхмеров и удивительные древние лица, каких, пожалуй, не встретишь нигде, кроме как на сохранившихся барельефах - с чрезвычайно широко расставленными удлиненными миндалевидными глазами, коротким широким лицом и ртом, разрез которого образует улыбку - длинный, волнообразный, с загнутыми кверху уголками, еще большее своеобразие лицам придают крупные, очень рельефные, словно резные, четко очерченные линией пигмента, ярко-бордовые губы. Подобные черты я видела пару раз на Бали и на фото и видео Южной Индии.
Отличаются кхмеры с преобладанием разных расовых особенностей и цветом кожи. Настоящего кхмера, как ни отбеливай, не испортишь. Поэтому, все звезды экрана и победительницы конкурсов красоты обладают максимально некхмерской наружностью. Присутствие китайской крови осветляет потомство, привнося монголоидность и делая коричневую кожу желтой. Чистые кхмеры обладают уникальным, очень красивым оттенком кожи цвета корицы. Он очень далек от негроидного отсутствием сероватых, лиловых и шоколадных оттенков. Наличие же золотистых оттенков указывает на хорошую китайскую или вьетнамскую примесь. Волосы настоящих кхмеров мягкие, вьющиеся, особенно это заметно у мужчин, носящих короткие волосы, в отличие от женщин. Цвет волос кхмеров лишен синеватости, свойственной монголоидам. Кхмеры отличаются друг от друга и по росту. Южные кхмеры, населяющие побережье, по очевидным причинам в большей степени подвергались метисации, чем континентальные. Кроме того, как и во всем мире, народы моря отличаются малым ростом и хрупкостью в силу особенностей диеты. Континентальные кхмеры выше, мужчины - среднего европейского роста, женщины значительно ниже, но такие крошки, как в приморской местности встречаются редко. Если прибрежные кхмеры, как правило, субтильны, обладают тонких скелетом и не толстеют, то ближе к центральным регонам встречаются более мощные мужчины и плотные, пухлые, даже дородные женщины.
Существенным отличием от соседей-монголоидов являются развитые формы женщин. Самая тоненькая кхмерка обладает фактурностью: у кхмерок не бывает плоского или вислого зада, свойственного монголоидам (и европеоидам), плоского «нищего» бюста. Континентальные кхмерки фактурны, если не настолько, как изваяния Кхаджурахо,то уж точно, как ангкорские апсары. Кхмеры более утончненны и грацильны, чем индонезийцы и индийцы: тоньше щиколотки и запястья, рельефнее мускулатура, изящнее мышцы ног и рук, руки относительно длинные, гибкие, ладошки плотные, с толстыми, мягкими подушечками, пальцы длинные тонкие, но пухлые, с круглыми кончиками, совсем не такие, как «тающие» пальцы таек и китаянок и их плоские ладони.
Индийское присутствие в Камбодже, как это было свойственно всем арийским цивилизациям, выразилось в «санскритизации» и «европеизации» аристократии: смешанные браки с индийскими брахманами к кшатриями оставили в наследство некоторым кхмерам высокие переносицы и лица удлиненного овала. В удаленных от центра местностях нередко можно встретить кхмера, похожего на пакистанца и кхмерку, словно сошедшую с экрана Болливуда.
Все это надо спешить увидеть. Сегодня, в эпоху глобализма и в связи с тем, что кхмеры считают темную кожу некрасивой, чрезвычайно велик риск того, что через 100 лет населять здешние места будут неотличимые от китайцев люди.




фото из Интернета


фото из Интернета








фото из Интернета





















 
 
 
Антон-протонantonapostol on August 30th, 2011 05:44 am (UTC)
очень познавательно!
пожалуй, стоит туда съездить.
kotomyshkotomysh on August 30th, 2011 08:39 am (UTC)
Очень стоит:)
etoile9etoile9 on August 30th, 2011 08:57 am (UTC)
красивые люди)
интересно,это характерно для них или выборка такая?
kotomyshkotomysh on August 30th, 2011 10:17 am (UTC)
Характерно. Хотя, конечно, на вкус и цвет товарища нет:) Судя по комментариям к кхмерским портретам, и не только в моем блоге, народ делится на две большие группы: тех кто спсобен оценить красоту кхмеров, и тех, кому нравятся хохлушки:))) Уж не знаю, почему, но тема красавиц-украинок регулярно всплывает в беседах о кхмерах:)
Что касается кхмеров, думаю, дело в естетвенно-искусственном отборе времен Пола Пота: те, с кем что-то было не в порядке, умер, не перенеся тягот, остались самые здоровые и сильные. Отбор продолжается и по сей день. Кхмерки не очень любят рожать в больницах - дорого и непривычно, отсюда высокая детская и материнская смертность, что тоже приводит к тому, что выживают самые здоровые. Да и образ жизни у них гораздо более здоровый. Отсюда и ощущение красоты: нет кривых ног, ассиметричных лиц, сколиозов, сутулостей и прочих "достижений цивилизации".
etoile9etoile9 on August 30th, 2011 11:41 am (UTC)
))
забавно, насчет связи с хохлушками).
особенно, если учитывать, что я живу в Украине )).
По-моему, одно другому не мешает, зачем обязательно противопоставлять, да еще и с обязательным оттенком: лучше-хуже? Впрочем, восприятие некоторых людей для меня за семью печатями)).
Ох, по поводу "отбора" во времена Пол Пота... Честно говоря, мороз по коже дерет, когда вспоминаю подобного рода "отборы". Не хотелось бы попасть в такое время(. Даже, если это на пользу в биологическом смысле.
А девушки понимают, что без мед. помощи "шанс" умереть, скорее, выше? Им не страшно? (одно дело дорого, другое - твоя жизнь вроде как).Они сами "не любят" или возможно влияние меньшей ценности жизни женщин (там, кстати, как в этом смысле)?

..."достижений цивилизации" - не надо о больном ))).
kotomyshkotomysh on August 30th, 2011 05:26 pm (UTC)
Не знаю, зачем:) Наверное, просто для русскоязычных пользователей Интернета украинки - самое прекрасное и желанное, что может быть. Ну, я так думаю:) Почему возникает сравнение на самом деле я не знаю:))
Понимают ли? Понимают. Но кхмеры - буддисты тхеравады. Это значит, что они не сильно печалятся смерти, поскольку верят в реинкарнацию, верят в Карму. Ну, умер, завтра снова родился,- обычное дело:) Многие помнят предыдущие рождения (комментировать не возьмусь:))
Как? Вот так: http://kotomysh.livejournal.com/351693.html
etoile9etoile9 on August 30th, 2011 06:40 pm (UTC)
не знаю, у меня вроде мировосприятие тоже скорее близко к буддизму, но как-то хочется прожить эту жизнь как можно интереснее и полнее. И подольше ))). Вне зависимости от того, есть реинкарнация или нет ).
В любом случае, это их путь и им решать.

"Многие помнят предыдущие рождения (комментировать не возьмусь:))"
- тоже воздержусь).
kotomyshkotomysh on August 31st, 2011 12:55 am (UTC)
:-)
pingback_botpingback_bot on August 30th, 2011 09:07 am (UTC)
Кто такие кхмеры?
User polinapolli referenced to your post from Кто такие кхмеры? saying: [...] ы, Иосифы Сталины? что это за напасть такая, или расплата? Оригинал взят у в Кто такие кхмеры? [...]
Anna Sicilymookee on August 30th, 2011 09:39 am (UTC)
красивые какие! А глобализация, увы, неизбежна.
kotomyshkotomysh on August 30th, 2011 10:33 am (UTC)
Увы! Пока русские считают, что тут бомбы и дикари, а европейцы жмутся тратить деньги, китайцы потихоньку все глубже проникают во все сферы жизни, тем паче, что они светлокожие, относительно богатые и всегда так или иначе поддерживали Камбоджу (ну, или делали вид:))
(Deleted comment)
kotomyshkotomysh on August 31st, 2011 12:54 am (UTC)
США и Вьетнам в первую очередь.