?

Log in

No account? Create an account
 
 
31 August 2011 @ 01:31 pm
Кхмерские танцы. Часть третья.  
Классический кхмерский танец - Robam Apsara, Tанец Апсар.



Классическое танцевальное искусство кхмеров имеет сложные истоки. В сельских местностях сохранились танцы, восходящие к анимистическим культам доисторических времен. Основные традиции кхмерской танцевальной драмы связаны с индийскими влияниями.



Камбоджа - одна из первых юго-восточных стран, куда ещё в середине 1 тыс. н. э. был занесён индуизм шиваистского толка. Культ Шивы поощрял различные танцевальные представления: обрядовый танец и мистич. драма "были угодны" Шиве.



В начале 9 в. в уже сложившийся кхмерский танцевальный стиль был привнесён основателем централизованного кхмерского государства Джайяварманом II, проведшим детство в Индонезии, элементы яванского стиля.



Наибольшего расцвета храмовый танец достиг в 12 в. при короле Джайявармане VII. В этот период в камбоджийских храмах находились сотни танцовщиц.



О высоком развитии музыкальной и танцевальной культуры кхмеров свидетельствуют барельефы Ангкорских храмов с многочисленными изображениями музыкантов и небесных танцовщиц — апсар.



После того как в 1431 Ангкор был разгромлен тайскими войсками, о танцевальном искусстве страны не упоминалось вплоть до 18 в. С 18 в. Зато тайская танцевальная традиция полностью заимствовала кхмерскую. Началось возрождение национального танца искусства Камбоджи. Особенно активно этот процесс протекал в 19 в.



1000 лет назад, в период расцвета кхмерского государства, искусством храмового танца владели многие женщины. К началу XX века их оставалось не более 50.



Современный национальный классический танец, возрождённый на основе ранних кхмерских танц. форм, всё же несёт на себе значит. влияние тайских традиций. Тщательно костюмированные, строгие и изысканно-утончённые совр. танцовщицы значительно отличаются от полуобнажённых, блистающих языческой красотой апсар Ангкора.




Танцевальный стиль К. к. т. отличается неторопливым, размеренным ритмом, который задаёт нац. оркестр, состоящий главным образом из ударных инструментов.



Выступление балета проходят в сопровождении оркестра и женского хора. Хор, располагающийся около оркестра, сопровождает танец и развивает сюжет в песне, играя роль либретто. Текст читается и поется. Перед каждой новой сценой декламатор рассказывает содержание следующего эпизода.




Иногда представление сопровождается певцом, комментирующим действие. Каждая его фраза определяет позы, жесты и движения танцовщиц, отличающиеся удивительной синхронностью.



Танцевальный рисунок складывается из отточенных, изящных телодвижений и грациозных плавных жестов рук. Каждый из жестов имеет определенный смысл, большое значение имеют костюмы и украшения.



Главное в танце — руки. Каждый жест — это высказывание, абсолютно понятное посвященным.
Если, например, правая ладонь поднимается вперед и выше пояса, то левая должна оказаться на строго определенном для нее месте. Каждое положение меняется только после фиксации позы, чтобы зритель мог по достоинству оценить каждую фигуру танца и пожалеть, что она исчезла так быстро.



В кхмерском балете нет декораций, зато костюмы танцовщиц поражают роскошью.
С исполнением гармонируют экзотичные костюмы, мерцающие золотом и ярким шёлком. Великолепие танц. уборов усиливается обилием сверкающих драгоценных камней, которыми усеяны треугольные оплечья танцовщиц, многочисл. браслеты и широкие золотые пояса. Лифы, выполненные из тонкого шёлка цвета золота, плотно прилегают к телу. От бёдер ниспадает пышными фалдами яркий шёлковый шарф.



Длинные узкие юбки из ярких шёлковых тканей, по подолу расшитые золотом, плотно драпируют нижнюю часть тела танцовщицы, удлиняя пропорции. Головы танцовщиц, украшенные живыми цветами, увенчаны золотыми ажурными диадемами, золотыми башенками (классич. головной убор танцовщиц эпохи Ангкора). Декорации не применяются.



Сегодня королевский балет использует традиции средневекового балета Камбоджи ангкорского периода. Сюжетами постановок служат древние легенды и сказки. Известно около 30 таких сюжетов, переведенных на язык танца.



Хореографическое искусство кхмеров берет свое начало от народных танцев, многие из которых носили обрядовый характер.



Больше, чем любое из других традиционных искусств в стране, популярен королевский балет, который преподавался во дворце и после свержения королевской власти.



На древних храмах Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) сохранились рельефы с изображением небесных дев-танцовщиц - апсар. Некоторые рельефы храма Байон воплощают сцены из "Рамаяны".



Мужские партии исполняются в масках, стиль и цвет которых различен. Женские персонажи масок не имеют, но танцовщицы накладывают но лица очень яркий грим. Мужчин обычно в труппе мало — почти все роли исполняют женщины.



Процесс обучения искусству танца занимает 10 лет. Причем каждого ученика готовят к одной конкретной роли.



В 1906 году кхмерский балет был на гастролях во Франции. Знаменитый скульптор Огюст Роден, как зачарованный, ездил с труппой по всей стране, следил за пластикой маленьких танцовщиц из Камбоджи и делал рисунки.




"Красными кхмерами" были запрещены песни, танцы, празднества.
Возрождение древней культуры танца стало возможным сравнительно недавно — после свержения режима красных кхмеров.



Сегодня в Пномпене существуют школы танца.



Как свидетельствуют бесчисленные изображения апсар (небесных танцовщиц), украшающих стены Ангкорских храмов и храмов более раннего периода, танец был частью кхмерской культуры не менее двух тысячелетиий, хотя были разрывы в традиции на протяжении веков, что делает невозможным точно проследить источник традиции. Большая часть традиционного танца (особенно классической) основывается на образцах ангорской эпохи в искусстве, но традиция не была принята непрерывной.



Большинство традиционных танцев увидеть и сегодня, были разработаны с 18 века по 20-й, начиная с середины 19-го века возрождение хореографии отстаивал король Анг Дуонг (годы правления 1841-1869).



Последующие короли также решительно поддержали искусство танца, в особенности королева Сисоват Коссамак Неариреах (мать короля Нородома Сианука) в середине 20-го века, которая не только способствовала возрождению изучения и развития кхмерской танцевальной традиции, но и помогла вывести его из дворца на улицы, седлать доступным для народа и популяризировать его.



Королева Сисоват Коссамак отдала учиться танцу свою внучку - Принцессу Бопха Деви. Девочка, посвятившая себя искусству традиционного танца с самого раннего детства, впоследствии стала лицом кхмерского традиционного танца в 1950-х и 60-х, как в Камбодже, так и во всем мире.



Многие традиционные танцы, которые замечены в выступлениях сегодня, были разработаны и усовершенствованы между 1940 и 1960-х годов под руководством и покровительством королевы Сисоват Коссамак в Консерватории Исполнительских Искусств и Королевскиом Университете Изобразительных Искусств в Пномпене. Почти все театральные народные танцы, которые представлены в современных спектаклях были разработаны в этот период.



Современное искусство танца было восстановлено и реконструировано в 1980-90е годы благодаря чрезвычайным усилиям, предпринятым Принцессой Бопха Деви.



Классический танец, в том числе знаменитый «Aпсара-танец", имеет четко обоснованные рамки, утонченную, даже сдержанную эстетику, и легчайший, эфирный внешний вид. Роскошь костюмов, горделивая осанка, выгнутая спина и согнутые ноги, пальцы отогнутые в обратном направлении, кодифицированная мимика, выражения лица, медленные, преднамеренно четкие, но плавные движения, делают Классический кхмерский танец однозначно узнаваемым. Представленные в нем темы и сюжеты, вдохновлены прежде всего Reamker (камбоджийский версия индийской классической, Рамаяна ) и стариной Ангкора.



Практически все театральные народные танцы, которые можно видеть в выступлениях сегодня были разработаны в Королевском Университете Изобразительных Искусств в Пномпене в 1960-х годов как часть усилий, чтобы сохранить и увековечить кхмерской культуры и искусства. Но не стоит думать, что это хореографический "новодел", искусственная экзотика, как танцы Бали. Каждое движение танца, каждая позиция и мимика глубоко традиционна, что кажждый из нас может своими глазами увидеть в камне Ангкора.



Танец Апсар является классическим танцем, вдохновленным резьбой и скульптурами Апсара Ангкора, воссозданный стараниями королевы Сисоват Коссамак в конце 1940-х. Ее внучка и протеже, принцесса Бопха Деви, была самой первой звездой танца Aпсара - центральным персонажем танца, Апсарой Mера, которая проводит кружок апсар через цветник, где они наслаждаются красотой сада.



Движениях танца отчетливо классические, но все же, так как танец был разработан для театрального представления, он короче и немного более расслабленный и плавный, чем большинство классических танцев, что делает его отличным примером движения, манеры и духа классического танца и в то же время, особенно доступной для современной аудитории формой, знакомящей со стилем кхмерской танцевальной драмы.

















Танец Апсар с Youtube:

Koроткий ролик


Средний ролик


Длинный ролик



 
 
 
pingback_botpingback_bot on August 31st, 2011 08:12 pm (UTC)
Кхмерские танцы.
User polinapolli referenced to your post from Кхмерские танцы. saying: [...] Очень красиво. Оригинал взят у в Кхмерские танцы. Часть третья. [...]
ivekseivekse on September 1st, 2011 06:33 am (UTC)
такие маленьткие и точененькие - словно в табакерке=)))
а еще в сказке какой то было - только там русалочки танцевали в шкатулке, а здесь такие восточные "русалки"
kotomyshkotomysh on September 1st, 2011 03:34 pm (UTC)
Чудесные! Я нигде не видела такой гармоничной красоты:)