kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Нравственный Закон.2. Продолжение.

«Не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» - Золотое Правило Этики

Первые упоминания о Золотом Правиле относятся к середине I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды, Конфуция, Гомера и Геродота.

Гиллель (конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э.) «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий»

Золотое Правило упоминается в апокрифической Книге Товита и Евангелиях «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

Изучение Этики как науки принято возводить к Сократу.

По Гераклиту, быть нравственным — быть причастным единому вселенскому разуму. Нравственный долг заключается в исполнении общего закона. Всё индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

Сократ придерживался убеждения в существовании безусловного морального блага. Нравственную деятельность Сократ рассматривал с точки зрения целесообразности, выводя из этого, что быть нравственным - мудрость, что добро - это разумность. Признавая существование безусловных нравственых принципов, Сократ не дал четкого содержания этих принципов, зато свел представление о благе к пользе и законам. Под законами Сократ понимал универсальные нравственные принципы, которые присущи всем людям без исключения и нарушение которых неизбежно влечёт за собой возмездие. Это достаточно важный момент. В этом Сократ вплотную приближается к буддийскому представлению о всеобщем Причинно-Следственном Законе, суть которого, применительно к нашей теме, можно сформулировать так: любое мое действие имеет последствия, как бы я к этому не относился; любое событие моей жизни имеет причину в прошлом, даже если я не отдаю себе в этом отчета. Таким образом, универсальность, безотносительность и объективность Нравственного Закона проявляется в том, что расплата неизбирательна, безусловна и немимуема. Ни человеческие Кодексы, ни самооправдания, ни молитвы, ни горькие сожаления не влияют на осуществление бесстрастного закона природы, как не влияют молитвы и философские воззрения на гравитацию.

Сократово реалистическое направление этики дало две ветви:

  • одно — «положительный» эвдемонизм — исповедует принцип получения удовольствия;
  • другое — «отрицательной» эвдемонизм — ставит целью отсутствие страдания.

И это тоже важно, поскольку первое очень свойственно всей западной цивилизации, второе - буддийский принцип. В этой части, то, что западная традиция считает Добром, в представлении буддизма Добром не является.

Мне ближе «отрицательный эвдемонизм» и стоизицм как дальнейшее его развитие.

В теоретических воззрениях стоиков, основное место заняла универсальная тенденция. Эта тенденция выражалась в понятии Мирового Закона, в признании существования универсальных норм бытия. В постижении и осуществлении этих норм и заключается обязанность стоического мудреца. Начиная с Зенона в греческой традиции, стоицизм достиг расцвета в трудах Сенеки и Марка Аврелия.

Особняком стоит Плотин, критиковавший стоиков и оказавший огромное влияние на Августина Блаженного и в дальнейшем на английских и немецких идеалистов, он ввел понятие единого и неизбывного первоначала - Блага, из которого выводится представление о постоянном, статичном Универсуме как выражении Блага в бесконечном движении мироздания (Космоса). Во многом, взгляды Плотина перекликались с безличным Абсолютом Упанишад и буддийским наследием.

В дальнейшем традиция восходит к Руссо и, наконец, к Канту.

«Что нравственная ценность человека вытекает из природного источника, который ни от какого облагораживания, ни от какого успеха в науках и в развитии ума не зависит, что можно в низком и невежественном состоянии обладать тем, чего не может дать даже высоко развитая наука и познание» - это важный принцип, почерпнутый Кантом у Руссо. На мой взгляд, этот принцип следует понимать так: не интеллект, не IQ позволяет стать нравственным, а Нравственность является проявлением и свидетельством мудрости. Сформулировав Категорический Императив, Кант не дал конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического: Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в Закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть Нравственным просто не может.

Паульсен разрабатывает этическое учение, названное телеологическим энергетизмом. Телеология в этике подразумевает точку зрения, оценивающую поступки как дурные или хорошие на основании тех результатов или целей, к которым они тяготеют по самой своей природе. Паульсен различает в поступках и в их оценке, две стороны: субъективную и объективную. Поступки, имеющие объективно отрицательные последствия, являются всегда дурными; но если они совершены, кроме того, с желанием этих последствий, они характеризуются как злые. Этический энергетизм Паульсена состоит в понимании Блага как известного объективного содержания Бытия и жизнедеятельности. Паульсен является разоблачил иезуитский принцип «цель оправдывает средства»: принцип ложен, если под целью понимать не Высшее Нравственное Благо, а ту или иную частную цель. Его ошибочность состоит также и в том внутреннем противоречии, которое он обыкновенно получает на практике. Дело в том, что ничто в жизни, а в особенности в человеческих отношениях, не является только средством, но всегда оказывается в той или иной мере и целью. Поэтому, например, убийство человека ради спасения своих ближних непозволительно, так как этим действием осуществляется, между прочим, безнравственная цель, а именно гибель человека, которая лишь софистически подводилась под понятие средства. При правильном понимании этого положения никогда не может быть, чтобы средство, которое само по себе дурно, служило для высшей моральной цели.

В продолжении разоблачений, надо упомянуть Часто можно встретить возражения, заключающиеся в том, что якобы «жизнь в природе основывается на выживании наиболее приспособленных особей — убивай, или убьют тебя». Это уловка: заведомо ложный вывод « убивай, или убьют тебя» вовсе не вытекает из первой вполне корректной части. Верно было бы- «приспособляйся и ты выживешь». Подобные уловки характерны для религиозных проповедников (этот пример я нашла у Лоуренса Келемана в книге «Возможность поверить»).

С точки зрения Всеобщности Нравственного Закона для Земли вцелом можно говорить о том, что дальнейшее продолжение тема нашла в работах В.И. Вернадского, который положил начало учению о ноосфере, и К.З.Лоренца, внесшего неоценимый вклад в науку, названную Ж.Сент-Илером «этологией». Два этих направления научной мысли позволяют полнее осознать неделимость Жизни на человеческую и остальную, понять, что Законы едины для всего живого и всего сущего.

Человек не может рассматривать себя в контексте Этики изолированно от других видов и Природы вцелом. Законы Природы едины для всех, значит и Законы Этики распространяются на все живое, а не только на человека. Что касается Этики Природы и Животного мира, надо учитывать, что если какое-то явление кажется нам безнравственным или лишенным Нравственности, это еще не значит, что так оно и есть. Во-первых, мы часто судим с позиции человеческой Морали, во-вторых, мы не всегда в состоянии увидеть и правильно установить и истолковать существующие связи.



Продолжение следует...
Tags: нравственность
Subscribe

  • Злонамеренность: легенды и истории.

    Последняя попытка Кришны. И когда уже было понятно, что война неотвратима, несмотря на это, Кришна счел необходимым еще раз предложить мирные…

  • Чтение чтению рознь

    И это же относится к сериалам и развлекательному кинематографу. В первой четверти жизни любовь к чтению создает Человека Культуры. В детстве…

  • Обладает ли собака природой Будды?

    В древней философии Индии содежится наблюдение: существуют непреодолимые противоречия. Между казаками и разбойниками. Между пролетариатом и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment