?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 July 2013 @ 03:14 pm
Что не нужно надевать в театр и как не надо выглядеть в зрительном зале (в отличие от сцены).  
Сходила очередной раз в БДТ. Но речь не о пьесе и не об актерах, речь о зрителях. Я бы описала это так: на сцене - театр, в зале - цирк.
Что именно я там увидела, станет ясно из следующих замечаний.

Небольшая зарисовка.

После третьего звонка на свое место пробирается сердитый юноша с мускулатурой Ильи Муромца, физиономией Алеши Поповича и "локонами вокзальной шлюхи" (с)... На "Илье" розовые шорты до середины бедра и бейсболка.
Служительница театра. Молодой человек, снимите, пожалуйста, головной убор.
"Илья" (резко) Сниму, когда нужно будет.
Служительница театра. Вообще-то НУЖНО было снять еще при входе.
"Илья" (срываясь на крик) А где у вас написано, что надо головной убор снимать?!
Занавес.

Я прекрасно понимаю, что не все учились в институтах благородных девиц, и некоторые театралы, что называется, "от сохи", причем, это не вина, беда, скорее.
Разумеется, театральный дресс-код существенно различается от театра к театру: в Оперном он строже, в Драме демократичнее, и так далее, но есть некие общие правила.
Итак, дабы не сокрушаться: "O tempora! O mores!",  а помочь тем, кто плохо знает этикет, несколько житейских советов, minimum minimorum: что не нужно надевать в театр и как не надо выглядеть в зрительном зале (в отличие от сцены).


ОБУВЬ
Исторически обувь всегда являлась показателем социального статуса, всем известна история пуленов, заодно напомню, что во времена оные само наличие обутой ноги говорило о высоком положении ее обладателя или о значимости события. Сегодня обувь тоже может немало рассказать о своем хозяине. "Говорящим" может быть не только цена обуви и ее качество, но и уместность во времени и пространстве.

1. В театр не надо приходить в спортивной обуви, к которой, помимо кроссовок и кедов, относятся: трекинговые ботинки и трекинговые сандалиинеопреновые ботинки или палубных топ-сайдерах, не говоря уже о чешках, пуантах, лыжах и коньках. По большому счету, воспитанный человек в мокасинах, слипонах, лоферах в театр не пойдет, в крайнем случае - в дерби. А вот оксфорды - идеальный выбор для обоих полов. Только не спутайте оксфорды с брогами:))

2. В театр не надо приходить в шлепанцах: сабо, клогах, кломпенах, траско, сланцах, вьетнамках, дзори и гэта! Наберитесь терпения и погуглите: обувь без задника является или домашней, или традиционной народной, или культовой хипповской. Ни один вариант для театра не подходит.

3. По-хорошему не стоит приходит в театр в босоножках и сандалиях - обуви, обнажающей пятку и пальцы ног. Но если уж хватило ума, по крайней мере, на надевайте носки (гольфы, чулки, колготки) под такую обувь. Босоножки потому и "босоножки", что их носят на босу ногу. Если, конечно, это не гэта, а вы не в таби и кимоно. А вот педикюр сделать стоит. Заодно дайте себе труд узнать разницу между сандалиями и сандалетами:)

4. И наоборот: туфли носят на чулки. Но если на голоногих женщин современный демократичный этикет закрывает глаза, то мужчина просто не может ходить в ботинках или сандалетах на босу ногу. Исключение - Остап Бендер.

5. Не надо приходит в театр в туфлях стиля "порношик" на пятнадцатисантиметровой шпильке и массивной платформе. Это, разумеется, вечерняя обувь (в том смысле, что не дневная), но ни в коем случае не театральная.

6. И в ботфортах не надо по той же причине: вы будете выглядеть в точности как персонаж Джулии Робертс в вестибюле Beverly Wilshire Hotel - дешевой шлюхой в чуждой среде.

7. Также, не надо надевать "казаки" и ковбойские сапожки, а впрочем, и другие сапоги тоже.

8. И, пожалуйста, пожалейте паркет и ковры, не приходите на каблуках, подбитых металлом!

9. Надо иметь в виду, что вообще "шумная" обувь в театре неприемлема, а большинство высоких каблуков издает стук.

Надо ли объяснять, что в резиновых сапогах, валенках (а равно и угги) или лаптях тоже не стоит?
Для тех, кто относится к теме серьезно, добавлю, что в театре принято переобуваться (особенно, зимой), за неимением у большинства современных господ калош, а у дам - изящных ботиков (боты [от франц. bottes сапоги] Высокие непромокаемые или тёплые ботинки, надеваемые обычно поверх другой обуви в сырую или холодную погоду). С детства помню эти удобные резиновые штучки, в которых запросто шлепаешь по лужам, а потом, расстегнув кнопки, вынимаешь из них ножку в чистой и сухой туфельке!
Я бы еще сказала пару слов про цвет обуви и... но, боюсь, это уже будет эстетством с моей стороны:)


ВОЛОСЫ

Об этом странно даже говорить, поскольку это азбука этикета, но учитывая современные "демократичные" тенденции, приходится.
Итак, прическа.
1. Она должна быть. Это означает (как минимум!), что волосы должны быть причесаны, а не растрепаны или спутаны. Волосы должны быть именно расчесанными, а не просто приглаженными и не взбитыми в паклю.

2. Волосы не должны быть распущенными. Вечерняя прическа предполагает открытую шею, но если вам горит похвастать длиной этих производных эпидермиса, хотя бы уберите их с лица и прихватите передние пряди на затылке заколкой. Но лучше соберите их в "хвост": люди вокруг имеют право не иметь ваших волос на своей одежде, а театр - не вычищать бархатные кресла от упавших волосинок.  К тому же, если оглянетесь вокруг, заметите, что обладательницы действительно хороших волос убирают их в толстые косы или тяжелые узлы, а распущенными почему-то гордо носят жидковатые патлы. Не пытайтесь быть смешнее, чем вы есть.

3. Неловко напоминать, но волосы должны быть чистыми. Насколько бы высокодуховным человеком Вы ни были, голову нужно мыть. Духовность не аргумент. И не помешает избавиться от перхоти.

4. Этикет говорит еще и высоте прически (дабы она не мешала позадисидящим), но распущенным девицам опростоволоситься с высотой затруднительно:)

5. А головные уборы, да, следует оставлять в гардеробе.


ОДЕЖДА

Вот уж, право, чувство беспомощности охватывает: для тех, кто в теме писать нечего, а тем, кто не в теме, поста не хватит....

1. В театр не стоит приходить в одежде, изначально предназначенной для: спорта, сна, пляжа, бани, работы в огороде, прогулок, шопинга, секса... Это значит, что для театра существует театральная одежда, как и в любой другой жизненной сфере.

2. Не надо приходить в мини. Вечерний этикет предполагает туалет, где открытым может быть верх: руки, плечи, декольте. Декольтированное платье со шлейфом в театре Комедии будет смотреться излишним, овердресс, но не будет неуместным, а вот экстремальное мини в сочетании с ботфортами больше подходит для... ну, к примеру, садо-мазо клуба.
Мужчин тоже касается: шорты в театр не носят ни какой длины, просто не носят.


3. В театр не ходят в сарафанах.  Понимаете, чем декольтированный вечерний туалет отличается от сарафана?

4. И в ситцевых платьях не надо. Особенно в цветочек. Вообще с принтами лучше поосторожнее.

5. Не надо приходить в театр в вязаных свитерах и прочих атрибутах романтика-шестидесятника, включая стройотрядовские куртки, походные штаны-карго и "жилетки Вассермана". Костра не будет.

6. Не надо надевать обтягивающие платья, прозрачную одежду, наряды, демонстрирующие нижнее белье, и все то, в чем вы сами сочтете себя "сексуальной": вы пришли смотреть на сцену, а не показывать себя. Свет все равно погасят.

7. Да, и верхнюю одежду необходимо оставить в гардеробе даже если она из баргузинского соболя.



И, господа, какими нужно быть такими дебилами, чтобы после многократных предупреждений! перед каждым спектаклем! в каждом театре! на протяжении многих лет! все-таки не выключить мобильный телефон!

 
 
 
kotomyshkotomysh on July 2nd, 2013 09:35 pm (UTC)
Re: Понятно, спасибо за ответ.
Ну, значит, Вы хорошо понимаете, о чем я говорю.
Филармонией могли бы, конечно, заняться и посерьезнее, мне кажется. Но, видимо, дело еще и в том, что ценности галутных евреев и ценности мизрахим сильно разнятся. Во всяком случае, так говорят репатрианты из России.
Отношение к одежде - тема сложная, очень зависящая от культуры в целом, не от ее высоты и духовности, а от традиций и уважения к себе и своему народу.
В нищем Непале, где, к слову, полным-полно туристов из Израиля, народ одевается исключительно прилично, очень со вкусом, и идет все это из традиционной культуры, что индуистской, что тибетско-непальской. А в чуть более богатой Камбодже люди могут ходить по центру столицы в пижамах или с голым торсом, обернувшись домашним саронгом, сочетания принтов и цветов ужасающие. Традиционное разрушено, европейское не усвоено, новое не создано. Правда, тем проще по одежде определить место человека в обществе.
in_esin_es on July 3rd, 2013 04:31 am (UTC)
Re: Понятно, спасибо за ответ.
Я бы хотела у Вас спросить. Считаете ли Вы в порядке вещей, что преуспевающий адвокат, идя вечером после работы в супермаркет на закупки продуктов для всей семьи, переодевается в простую футболку, джинсы и кроссовки? (На работе у него строгий дресс-код даже в такой отсталой стране, как Израиль). Я считаю, что это приемлемо, а есть мнение, что адвокату не пристало так ходить даже после работы. То есть что его положение в обществе обязывает его хотя бы в простой рубашке на пуговицах и простых брюках быть, не джинсах.
kotomyshkotomysh on July 3rd, 2013 07:10 am (UTC)
Re: Понятно, спасибо за ответ.
Я считаю, что он обязан идти в футболке:)
Этикет регламнтирует не статус, а целесообразие, соответствие костюма цели, месту и времени. А это значит, что для офиса существует офисная одежда, а для шопинга - шопинговая.
Люди, которые считают иначе, отталкиваются в рассуждениях от статуса а это средневековье. Помните, как в средние века регламентировались то длина носков пуленов, то качество тканей, то наличие украшений, в зависимости от положения в обществе?
На самом деле, даже для адвоката формальная одежда может быть разной: если адвокат не уголовный и не арбитражный, а, скажем, военный, или обслуживает панк-рок группы, это будет означать, что и дресс-код в этом случае будет иной.
У меня муж адвокат, даже президент коллегии (очень маленькой, правда:)). Но, поскольку, в суд ходят только младшие партнеры, а он руководит и проводит разнообразные, в основном, неформальные встречи с клиентами и партнерами, а еще потому, что основные клиенты - садоводы и военные... представьте, как он выглядел бы не то что в смокинге, а просто в формальном костюме в бревенчатом срубе или на полигоне.
Всему свое место и время:)