kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

Отвращение. Часть VI. Преодоление

Вы думаете, что управляете своей брезгливостью?
Вы думаете, что ваш человеческий разум управляет вашим поведением?
Как Вы наивны!
Крысы отлично знают запах кошачьей мочи и старательно избегают места, где ею пахнет.
Однако если крыса заражена одноклеточным паразитом toxoplasma gondii, то теряет свой инстинктивный страх.
Что еще хуже, паразит заставляет крысу испытывать сексуальное влечение по отношению к отвратительному запаху.
Одноклеточное делает всё, чтобы повысить шансы крысы быть съеденной кошкой, поскольку кошачье тело для него — самая благоприятная среда для размножения.
Действительно ли хорошо для Вас то, что Вы любите?
Опасно ли для Вас то, что вызывает отвращение, на самом деле?

Как в детстве научения требует формирование Отвращения, так, во взрослой жизни, если человек хочет быть хозяином самому себе и своим решениям, требуется обратный процесс.
Осознанность и самоконтроль предполагают независимые от эмоций решения. Человек, под воздействием эмоций не может быть объективным, а Отвращение - самая человеческая и самая легко тренируемая эмоция.
А. Адлер отмечал:
«После небольшой практики, каждый может начать ощущать тошноту в любой удобный для себя момент.»
Воспитание Отвращения как реакции на «скверное» во всех смыслах является необходимым тогда, когда человек еще не способен мыслить самостоятельно.
На этом этапе развития, пока к разуму ребенка обращаться затруднительно, управление его поведением и формирование его отношений в отношении непривлекательных вещей и поступков достаточно успешно решается через формирование чувства Отвращения.
Ребенок слишком беспомощен в окружающем мире и родители обеспечивают ему защиту, формируя Отвращение к тому потенциально опасному, о чем он еще ничего не знает.
Вырастет - поймет.
В этом смысле можно сказать, что у развитой личности обязательно должно быть естественное (то есть глубоко воспитанное) отвращение к некоторым вещам, недопустимым в человеческом общежитии: от физической нечистоплотности до нечистоплотности моральной.
То, что полезно для младенца, не всегда хорошо для взрослого.
С развитием позитивного мышления и формированием осознанных ценностей, человек все меньше нуждается в чувстве отвращения. Оно успешно заменяется и другими, более позитивными чувствами, и просто действенным, а не переживательным отношением к жизни. Мы делаем, то что надо, и любим то, что достойно.
В этом случае отвращение не исчезает, оно становится просто маловостребованным.

Одни в состоянии пересмотреть свои интроекты, другим недосуг, третьи убеждены, что тошнота - признак чистоты душевной.
В любом случае, брезгливость не входит в перечень социально порицаемых качеств. Обществу выгоднее, чтобы его члены руководствовались неосознанным Отвращением к аморальному, ведь никогда не известно, как трансформируется та или иная идея в том или ином сознании.
Состоявшейся личности, нравственные ориентиры которого строятся на осознанном отношении к добру/злу, моральная брезгливость ни к чему, а незрелой личности очень кстати.
Взрослому человеку, который в состоянии не жрать вредное для здоровье, не нужна брезгливость.
Наличие опасного запаха или вкуса достаточное условие для того, чтобы не тянуть в рот гадость, испытывать Отвращение не обязательно.
Тем не менее, оно может быть полезным и если уж оно есть, им не стоит пренебрегать: оно указывает на то, что так или иначе токсично, не вообще токсично, а лично для того, кто Отвращение испытывает.
Поэтому, прислушиваться к нему стоит, но и интерпретировать его необходимо разумно.
Если меня мутит от мысли о человеке, это не потому что он - «скверный», а лишь потому что ДЛЯ МЕНЯ он «токсичен», ЛИЧНО МНЕ он вреден.
То же относится и ситуациям, и к поступкам. Пока мы придаем собственной моральной брезгливости глобальное значение, принимаем тошноту за нравственность, наши суждения и оценки других людей будут жестокими и неумолимыми. Но если вспомнить о том, что самое острое Отвращение в нас вызывает напоминание о собственной Природе, а наиболее резко мы осуждаем в других именно то, от чего стремимся избавиться в себе, возможно начать задумываться и в итоге стать более терпимым.

Отделение себя от «ритуально нечистого», «скверного» издревле было признаком рафинированности.
Рафинированность, как нам известно, отнюдь не генетически передающееся принцессам-на-горошине свойство.
Рафинированность целенаправленно взращивается.
Барышни, падающие в обморок или подверженные приступам дурноты, как правило, не тяжело больные женщины, а люди, культивирующие в себе Отвращение.
Зачем?

Для чего люди создают себе чувство Отвращения и испытывают его?

По разным причинам.
Люди не всегда сами создают себе чувство Отвращения, иногда оно приходит само, как безусловный рефлекс.
Но чаще люди его создают, хотя и не обязательно сознательно, и иногда просто по привычке.
С какой целью?
Для самых разных задач.

Например,

  • чтобы испытать чувство превосходства над кем-то (разумеется, "низким" и "гадким"),

  • чтобы кому-то отомстить и показать, какой он "мерзкий",

  • чтобы не делать неприятное дело (к примеру, не менять памперс)

Ведь если дело совсем отвратительное, то разве можно его делать? (а кому делать это малоприятное, но нужное дело - вопрос не ставится. И его будут делать менее рафинированные, менее "аристократичные", т.е. попросту говоря, те, кто не стал создавать себе чувство отвращения).
Но некоторые его создают как раз за тем, чтобы быстрее сделать неприятное дело.
Если дело неприятное - человек часто склонен его откладывать, "забывать", занимаясь более приятным. А если подстегнуть себя тем, что существующая ситуация отвратительна, то сила эмоций не позволит забыть о ней, и дело будет сделано.

Как люди создают себе отвращение?

Отвращение - неприятное чувство, тем не менее люди регулярно   создают его себе сами.
Как правило, для этого достаточно две вещи:

  • убежденность, что данный человек или какое-то дело является отвратительным (при некоторой фантазии и гибкости интеллекта делается без труда), и

  • лицо, выражающее отвращение (в первую очередь губы растягиваются в сторону и поджимаются внутрь).

Легче создавать себе отвращение тем, кто привык во всем видеть отвратительное и часто пользуется словами-стартерами, запускающими переживание отвращения.

А вот, как люди снижают накал переживаний.

Психологи из Мичиганского университета (США) обнаружили, что такое простое действие, как мытье рук, значительно ослабляет эффект психологического дискомфорта, порожденного противоречивыми мыслями или желаниями.
Ранее действие умывания на мышление изучалось в основном в связи с различными аспектами морали. Исследованиями Чен Бо Жонг и Кати Лильенквист было показано, что мытье рук уменьшает чувство стыда за совершенные в прошлом дурные поступки, а также снижает влияние чувства отвращения на моральные оценки Это объясняли существованием в нашем мышлении метафорической связи между физической и моральной чистотой. Новые данные говорят о том, что метафорический смысл омовения более широк: возможно, мозг воспринимает его как знак освобождения и очищения от прошлых сомнений и неприятных воспоминаний (по принципу «отрясем его прах с наших ног»).

Авторы предполагают, что мытье рук порождает в нашем сознании обобщенную идею освобождения от уз прошлого («начало с чистого листа»), что и приводит к снижению беспокойства по поводу былых грехов или ошибочного выбора.
В обоих случаях когнитивный диссонанс, требующий компенсации путем пересмотра собственных взглядов и ценностей, может порождаться тем, что как безнравственные, так и просто ошибочные действия угрожают нашей самооценке.
Ведь мы склонны считать себя хорошими и умными, то есть высокоморальными и способными принимать правильные решения в спорных ситуациях.
Дальнейшие исследования должны показать, распространяются ли психологические эффекты умывания только на такие «опасные» для нашей самооценки события прошлого или же мытье рук ослабляет и то влияние, которое оказывает на нас память о безусловно хороших и правильных поступках.
Подобные исследования наглядно показывают, насколько несовершенен и нелогичен наш мыслительный аппарат, для которого чисто внутренние, «технические» потребности (такие как потребность сохранения высокой самооценки) подчас куда важнее рациональности и объективной картины мира.
Наши на первый взгляд логичные умозаключения порой зависят от физических и физиологических факторов, не имеющих ни малейшего отношения к делу. Именно поэтому, кстати, не следует смеяться над теми учеными, которые при помощи хитроумных и дорогостоящих экспериментов порой подтверждают вещи, кажущиеся самоочевидными. Подобная «очевидность» не слишком надежна, а научный метод как раз для того и придуман, чтобы преодолевать несовершенства нашего природного мыслительного аппарата.
Связь умывания с представлениями о моральной чистоте и с освобождением от груза прошлых ошибок — далеко не единственный пример таких иррациональных мыслительных алгоритмов.

Как не испытывать отвращение?
Если:

  • держать спокойное, нейтральное выражение лица,

  • держать спокойное дыхание

  • и не фиксировать специальное внимание на том, что делаешь (не создавать негативную «сказку»),

то можно находиться рядом с самыми отвратительными запахами, картинками и кинестетическими ощущениями, не испытывая чувства отвращения.
Так можно убирать за тяжелым лежачим больным, наводить порядок там, где уже все давно сгнило, решать другие житейские задачи.

А задачи жизнь подбрасывает.
В фильме Жозе Падилья «Элитный отряд» есть эпизод, в котором молодым бойцам, проходящих отбор для службы в элитном отряде, командир приказывает есть с земли протухший обед.
Не буду пытаться описывать сцену, посмотрите сами.
Смысл подобных «упраженений» не в том, чтобы унизить людей или поиздеваться над ними.

Суть заключается в диагностике возможностей человека управлять собой или быть управляемым примитивными эмоциями.
Владеть собой, быть хозяином своим чувствам или чувствовать себя «рафинированным» интеллигентом - свободный выбор каждого, но есть занятия, которые с последним не совместимы.
И все же самым действенным является перевод своего Отвращения на осознанный уровень.
Понять, ЗАЧЕМ Вам нужно считать нечто Отвратительным?
Что ВАМ это дает?
Действительно ли в конкретном случае Отвращение предупреждает и предостерегает?
Действительно ли потенциально опасно то, на что направлено Отвращение?
Отвращение мы испытываем иррационально, и лишь потом придумываем рациональные объяснения.
Ведь дуриан, аромат которого вызывает Отвращение у незнакомых с ним людей, безопасен и младенцы с удовольствием едят его.
С многими "опасностями" легко справиться, просто вымыв руки.
Зачем же шарахаться от того, что не является угрозой?
Не стоит без необходимости пить мочу, но нет смысла и терять самообладание, встретившись с ней в "нештатной" ситуации.
Молекулы, позволяющие нам ощутить запах навоза, еще не навоз во рту, а аромат вишни вовсе не цианид в организме.
Преодолеть страх перед потенциальным заражением вполне возможно рациональным путем.
Пути есть.

Было бы желание.

http://www.psychologos.ru
http://elementy.ru/

Продолжение следует...
Предыдущая часть здесь
Tags: стереотипы, угол зрения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments