kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Мыльные пузыри симулякров

 

«Наше время – эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно». Сальвадор Дали

 

       Я по натуре провокатор, хулиган и бунтарь. Мне доставляет удовольствие нарушать обычаи, ломать стереотипы и высмеивать предрассудки.

- Какие у тебя духи! Французские? - с придыханием спрашивали меня когда-то...
Разные. В том числе и "Новая Заря" и "Николаевская" фабрика.

 

 

      Теперь я развлекаюсь, развенчивая мифы о том, что в России все духи "паленые". Когда снобистски настроенные знакомые, утверждающие, что запах духов, продаваемых в России и в Европе сильно отличается, просят меня привезти им, ну, наример, "Agent Provokateur" в фарфоре, я покупаю один флакон, скажем, в Берлине, а второй - по дороге домой в Домодедово или в сети "Маленький Париж".

Вручая приятельнице заказ, я дарю ей второй флакон и прошу продегустировать - мало ли что? 

"Ну, конечно! - говорит ценительница, - Вот это духи! Те, что у нас продаются, абсолютно иначе пахнут!

      До смешного похожая история разыгрывается и «на рынке» натуральных камней. «Натуральный камень сразу отличишь!» Ага, то-то геммологи этому учатся и определяют камни не «на глаз», а посредством экспертизы. Особенно люблю доморощенных определЯтелей бриллиантов. Даже те, кто торгует этим добром, «прокалываются» на тестах, люблю надеть все вперемежку: алмазы, фианиты, стекло в стали и наслаждаться надутыми физиономиями «специалистов». Видимо, Ходжа Насреддин навсегда покорил в детстве мое воображение. Кстати, золота от незолота никто тоже на отличает.

    Мир иллюзорен и полон симулякрами. Вызвавшая восторг профессионального интерьерщика-мебельщика, старого еврея, люстра «удивительной работы» была честно приобретена в сетевом «Домовом» за небольшие деньги. Бывает и такое.

       Мы всей семьей любим удобную обувь и привозим ее отовсюду, где встретим. Вы думаете, кто-нибудь из любителей «лейблов» в состоянии оценить, узнать, определить ботинки или кроссовки, если на них нет имени производителя или их фотографию не публиковали в модном журнале? Кстати, кеды «Convers», «Adidas», «Skechers» или «Disel» много хуже копеечных кедов никому не известных производителей.

      Никто из моих знакомых модниц в упор глядя не опознает коллекционных тканей известных дизайнеров отдельно от картинки с подписью, хотя по полдня таращится на «Fashion TV» или «Fashion World». Ужасно забавляет их напыщенная манерность и рассуждения о дизайнерах. Не люблю понты ни дешевые, ни дорогие. Мало о чем, кроме глупости они могут рассказать.

      Золотое правило новых русских «за углом дороже» делает нас смешными в глазах многих народов. Хорошо иметь качественные вещи, но и одноразовые неплохо, у всего есть свои плюсы. Скучно смотреть на потерую обувь, бывшую когда-то "пиком сезона", донашиваемую из соображений "крутизны". Тем временем, хиппующая молодежь вынуждает (вдохновляет?) дизайнеров вывести на подиум кеды.
       Выбрасывать деньги за симулякры? Ну, не знаю. По многим экономическим и трдиционным причинам то, что в Европе стоит 100 евро, в России может стоить 800. Селективная пафюмерия, например, или обувь.

Антикварная безделушка, стоящая в витрине на Невском уже который год за 3000 евро, продается в Нидерландах за триста.

Не все, ой не все стоит тех денег, которые за это запрашивают.

       И не надо смешить людей, говоря, что «хорошую вещь видно сразу» и подделку нетрудно отличить. Не стоит забывать о печальном опыте швейцарских экспертов, которые, зачастую, беспомощно разводят руками и со всей искренностью заявляют, что не в состоянии вынести заключение о подлинности часов.

       Многие предметы уходят с конвейера одного завода, получая разные лейблы. Одна известная швейцарская фирма и две итальянских, производили свои кастрюли на одном заводе, только клеймили кастрюли по-разному (названий не выдам). При этом цена различалась в полтора-два раза. Почему, спрашивается?

А вот еще о кастрюлях. Однажды я с восторгом показала подружке кастрюлю SKK. Ужасно их люблю, в том числе и за разумную цену. Подружка напряглась и выдала: «Ну и что, зато Zepter дороже!» Это не анекдот.

      Была в Ленинграде-Петербурге фабрика «Большевичка», которая шила финскую «Лухту», итальянскую «Марину Ринальди»... Вот скажите, если я купила это на «Большевичке» задешево, а вы - в Финляндии задорого, кто из нас крут? Как-то раз муж расхаживал в пальто «Ted Lapidus»... А если «Большевичка» из остатков той же ткани, на том же конвеере, по тем же лекалам, но с другими пуговицами и без лейбла выпустит партию одежды, какая это одежда? Совковая фуфлыжина? Пуговицы манерные , кстати, продавались другой фирмой в здании «Большевички» в арендованном помещении... Некоторые фирмы забирали остатки тканей до кусочка, другие - нет, некоторые оставляли некий процент продукции «на реализацию», некоторые оставляли, скажем, 100 экземпляров с условием продавать без «именной» этикетки. Разные были схемы взаиморасчетов.

      Кстати, «фирменную одежду» для ближайших магазинов шьют мои портнихи.

Один питерский дизайнер полагает, что его ошибки в крое - изюминка модели, а «тупое быдло схавает что-угодно с лейблом», это он, конечно, не заказчикам говорит, а сотрудникам.

      Есть прекрасная сказка Г.Х.Андерсена «Голый король»... Погоня за симулякрами делает нас голыми королями.

      Тот самый мастер-мебельщик на заказ частных лиц и фирм, торгующих «итальянской мебелью», выполняет копии дизайнерской мебели, цена, сами понимаете, другая. Вопрос - за что мы платим? За имя? За идею? За раскрутку?

      Представляя немного какой процент в цене товара занимают «накрутки» за рекламные расходы, транспортные, арендные, взяточные и «для психотерапевтического эффекта», я всегда думаю: почему я должна кормить всю эту ораву создателей воздуха из воздуха? С какой стати мне заботиться об их сверхприбыли?
Цена симулякра никогда не равна его стоимости и никогда не адекватна.
      Все мы ежедневно можем видеть массу дряни под девизом «пипл хавает». Адекватна цена на добротную прочную табуретку из твердой породы дерева. Табуретка за 1000 долларов - абсурд. Адекватна, но не далеко не всегда, цена творений Гауди. Чему равна цена бриллианта в блокадном Ленинграде? Что важнее в изящном комоде, резьба или как долго он будет гореть, согревая замерзших? Зачем мне вещь, по которой не смогут лазать кошки, цепляясь за нее когтями?

       Дали говорил: «Они пишут дерьмо, материал их произведений выводится

непосредственно их собственными физиологическими каналами, без малейшего

участия души или сердца».

       Если мы не ослеплены мишурным блеском сияния чужой славы и нам кажется, что какая-то вещь известной марки - полный дрек, а идея дизайнера - дрек мит фефер, будем верить себе, а не рекламе и PR.

      Есть такие профессии - людей обманывать.

 

 

P.S. Сказка http://pritchi.ru/id_1874 из моей любимой книги http://lib.rus.ec/b/103045 или тут http://www.lib-mobile.com/?bn=137&pn=8.

 

 

 

 

Симулякр (франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма) — одно из ключевых понятий постмодернистической эстетики, занимающее в ней место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на на собственной реальности.

Бодрийяр, чья теория эстетического симулякра наиболее репрезентативна, определяет его как псевдовещь, замещающую «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и изображаемым. ... Эра знаков, характеризующая западно-европейскую эстетику Нового времени, проходит несколько стадий развития, отмеченных наростающей эмансипацией кодов от референтов. Отражение глубинной реальности сменяется ее деформацией, затем — маскировкой ее отсутствия и наконец — утратой какой-либо связи с реальностью, замена смысла анаграммой, видимости — симулякром. Перекомбинируя традиционные эстетические коды по принципу рекламы, конструирующей объекты как мифологизированные новинки, симулякр провоцирует дизайнизацию искусства, выводя на первый план его вторичные функции, связанные с созданием определенной вещной среды, культурной ауры. Переходным звеном между реальным объектом и симулякром является кич как бедное значениями клеше, стереотип, псевдовещь.... Эстетика симулякра знаменует собой триумф иллюзии над метафорой, чреватый энтропией культурной энергии. ... Сравнивая культуру 20 века с засыпающей осенней мухой, Бодрийяр указывает на риск деградации, истощения, «ухода со сцены», таящийся в эстетике симулякра.»

Источник: Культурология XX век. Словарь. Спб.,1997. с.423

Tags: предрассудки, размышления, стереотипы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments