?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 December 2018 @ 06:21 pm
 
источник


"МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку)

(часть I)

В последнем номере журнала "Антикварная кукла" опубликована замечательная статья "Мастер художественной игрушки" (автор-Николай Алемаскин). В своей статье, автор рассказывает нам  о своей бабушке - Софье Константиновне Россинской. Лично для меня, статья очень интересна! Ведь она позволяет нам ближе познакомиться с художниками, которые придумывали и создавали мягкие игрушки (советские) в первой половине XX века. Прочитав статью, я задумалась о том, как мало доступной информации подобного рода. Конечно, кому-то посчастливилось иметь в своих библиотеках редкие книги, журналы, газеты тех лет, но в основном нам неизвестны имена, истории о  ранних советских игрушек...


    Прошло пару недель и я отважилась написать совершенно незнакомому человеку, очень известному коллекционеру советской военной игрушки,  письмо с просьбой посмотреть информацию о моем маленьком (10.5см) вельветовом мишке в журнале Игрушка за 1935 год. Я очень надеялась, что не получу отказ и, возможно, кое-что узнаю о медвежонке. Волновалась, ожидая ответ) Владимир ответил мне почти сразу! Он не стал смотреть журнал, вместо этого он потратил целый вечер на поиск разных статей в своей библиотеке о медведях. Он сканировал и присылал мне драгоценные листочки))) Получая каждый новый лист, я не верила своим глазам! Я тронута до глубины души такой добротой и щедростью! Что греха таить, такое не часто встречается, тем более среди незнакомых людей!
Мне очень сложно владеть информацией в одиночку,  всегда хочется со всеми поделиться)) Особенно тем, что кажется мне интересным и важным! Подождала ещё несколько дней и вновь написала Владимиру письмо с просьбой разрешить напечатать одну статью у себя в блоге. В ответ получила согласие! Ура!
Итак, журнал "Игрушка" сентябрь-октябрь 1935 года.

"МИШКИ"
(Путь игрушки от автора к ребенку)
Почему речь идет именно о "Мишках", а не о мягкой игрушке вообще? Может быть, не следует выделять одну из разновидностей?
Беседы с людьми, работающими в этой области, наблюдение за играми ребят, посещения магазинов игрушек убеждают, что говорить нужно именно об этом наиболее ярком представителе плеяды мягкой игрушки.
Хоть и недорого, но и не мило
Вельветовых (в рубчик) медведей вырабатывает ф-ка "Художественная игрушка", точнее - новослободский её цех. Наименование этому Мишке - "стандартный".
К нему подходит поговорка:"Неладно скромен, да крепко сшит". Процесс кройки игрушки не механизирован, выкройки по истечении некоторого времени становятся неточными. Игрушка набивается опилками доотказу. В последующем процессе проворные руки оформительниц выправляют дефекты, но все же рубчатый Мишка выходит из производства тяжелым, грубоватым и именно "стандартным". Одним из его немногих качеств являются шарнирные лапы. В "необаятельности" стандартного Мишки можно обвинить и темносиний цвет шкурки. Для ребенка от 2 до 5 лет такой медведь среднего размера тяжел и неуклюж. Но, несмотря на это, наибольший спрос имеют именно средние Мишки.
Маленькие покупатели относятся к нему очень доброжелательно, хотя его оболочка мягка только условно. Скромное обличье и добродушная мордочка вельветового медведя вызывают у ребят нежность, желание "приютить", обласкать, покровительствовать. Родителей примиряет с его физическими недостатками цена: 6 р. 50 коп. И в конце концов ребенок получает - прямо следует говорить- некрасивую, неудобную, непортативную, не совсем мягкую и   н е х у д о ж е с т в е н н у ю    игрушку. Ясно, что такая продукция не удовлетворяет ни основного её потребителя, ни торгующую организацию.
Сказка "про белого бычка"
Несмотря на то, что "стандарт" шел массовым выпуском, экспортный цех ф-ки, деятельно помогавший новослободскому цеху осваивать игрушку, прекрасно понимал, что она далека от той, которую их фабрика - первая в СССР фабрика мягкой игрушки - должна дать советской детворе.
Вельветовый Мишка был компромиссом. Об этом говорили рецензии методистов-консультантов при магазинах игрушки, это болезненно ощущали председатель артели т.Фример и её коммерческий директор т.Смирнов, уже много лет работающий по игрушке. Цех мягкой игрушки рвался в бой за создание нового образца.
Казалось бы, что разговор короткий: готовьте образцы и начинайте работать. Но...сказка "про белого бычка", как известно, не имеет конца. И ее то Всекопромсовет противопоставляет требованиям рынка и  кипучей энергии талантливого коллектива, дезорганизуя производство и расхолаживая коллектив.
Укажем хотя бы на один факт.
Государственная цена за метр искусственного меха, идущего на мягкое игрушечное зверье, - 4 рубля. Не получая от Всекопромсовета фондовых материалов, "Художественная игрушка" платит за такой же мех...24 рубля за метр. Да и не всегда можно его достать.
И отсюда - вельветовый "стандарт" вместо художественного образца и высокие цены на мягкую игрушку, предназначавшуюся для советского рынка.
Об авторе и эмбриональном периоде.
Окончив в 1929 г. под руководством покойного Н.Д.Бартрама отдел мягкой игрушки курсов при музее игрушки, Софья Константиновна Росинская начала работать в Моссельпроме. Но вскоре ушла оттуда. Это была не настоящая работа над игрушкой.
- Однажды, после ухода оттуда, остановилась у витрины одного из магазинов, и зло даже взяло: вижу - мой заяц на плитке шоколада, выгоревший, смятый, потерявший всю свою форму; усы, обломались, уши - каждое по горизонтали лежит, в разные стороны смотрят. Чудище,  а не заяц. Разве понимают там, как с игрушкой нужно обращаться?
Проработав некоторое время в "Художественной игрушке", т. Росинская перешла в Экспортигрушку. Но там делали не игрушку, а бытовые безделушки: абажуры, куклы-грелки на чайник, игольники и т.д. Растрачиваться на этот вид работы С.К.Росинская не захотела и вернулась в "Художественную игрушку", где вскоре была назначена инструктором экспортного цеха и выдвинута бригадиром группы мягкого зверья.
Интенсивно, в бодром темпе начала она работать. Войдя в дружный, хорошо сработавшийся коллектив, С.К. встретила здесь художниц, вместе с нею окончивших курсы под руководством Н.Д.Бартрама, и других, прошедших большой практический стаж после окончания 3-годичных курсов при ВСНХ.
Много сделано т.Росинской образцов всяких зверюшек, но вельветовый неудачник натолкнул её творческую фантазию на разработку художественного проекта именно мягкого медведя, "такого, какого ещё ребята не видали". И один за другим рождаются пробные образцы трех медведей: медведь-муфта, шарнирный и Мишка-бэби.
В шкафу-витрине Комитета по игрушке величественно сидит лимонно-желтый "импортный" медведь. Он великолепен своей величиной, плюшевой шкурой, статуарностью.
Все, видевшие этого медведя, восхищались прежде всего качеством и цветом плюша, а не  и г р у ш к о й; материал довлеет в данном случае над спецификой свойств игрушки, отодвигая их далеко назад.
Да этот импортный медведь и не игрушка в настоящем значении этого слова, это скорее большая приятная на вид и ощупь безделушка, вступающая в моду за границей в качестве украшения гостиной или будуара.
Он слишком реалистичен, холоден, статичен, не эмоционален и пышно наряден для того, чтобы возбуждать к себе у ребенка что-либо другое, кроме восхищения и любования. Сюжетной игры с ним наши ребята не завели бы.
Тов. Росинская не согласна ни с продукцией своей фабрики, ни с автором лимонного медведя.
Внимательно перечитывается ею Брэм, в сотый раз пересматриваются рисунки талантливейшего художника-анималиста В.А.Ватагина. Медведи Зоопарка пользуются её особым вниманием: подолгу простаивает она, наблюдая за медвежьим молодняком, рассказывает свои планы, советуется и спорит с т.Изергиной - талантливой художницей-игрушечницей, работающей инструктором "Художественной игрушки".
Автор первой игрушки-медведя - Маргарита Штейф (Германия) делала своему первенцу голову, сшитую из трех клиньев. Это делало его слишком реалистичным. Тов.Росинская хочет дать   с в о й  - с ног до головы - образец, начиная от выкройки, сильнейшим образом влияющей на форму. Она делает много проб и приходит к выводу, что ч е т ы р е х к л и н н а я   выкройка дает нужный по её замыслу результат: это уже ближе к шаржу, к   в е с е л о м у  в игрушке. Принцип примитивности, красочности, комизма, веселости и шаржа, которым насыщены образцы С.К., делает их необыкновенно игровыми.
Каждая новая её игрушка имеет длительный, так сказать, эмбриональный период. Так как эскиз на бумаге мало дает, она непременно делает пробный образец, вынашиваемый прежде в мыслях, а затем выпестованный умелыми руками.
Первый образец плюшевого медведя-муфты был изготовлен и одобрен творческим коллективом ф-ки. После сделанных поправок Мишка-муфта ездил на утверждение в Комитет по игрушке. Там приветствовали творческую инициативу, одобрили художественное выполнение образца: плюшевая муфта могла торжественно открыть зимний сезон, но в распоряжении ф-ки был только малескин. "Муфте" грозил "вынужденный эмбриональный период".
Три медведя
И все-таки они родились все трое, отстояв свое право художественной игрушки на мягкую шкурку: образцы делались уже из искусственного меха, бобрика, фланели. Как и у зверенышей в живой природе, менялись у них, сообразно домыслу автора, глаза: вместо желтых, делавших выражение мордочки злым и немножко сумасшедшим, теперь у них черные бусины.
Мягкая, легкая и удобная муфта-медведь, набитая вместо опилок стружкой, имела большой успех у ребят. Их ручки уютно прятались в ней, когда на улице было холодно, да и носовой платок с варежками имели меньше оснований теряться. Дома же - это милый, мягкий Мишка. Только сидеть самостоятельно не может: у него плоские бесшарнирные ноги, пришитые к квадратному туловищу, - игрушка лишена устойчивости. Но это уже условность распластанной и мягкой по контурам формы, задуманной художницей.
Шарнирного медведя дети приняли ещё более восторженно. Он импонировал своей устойчивостью и вместе подвижностью (шарнирные конечности и голова). Этим же медведям пришлось почувствовать на своей шкуре (буквально) безразличие Всекомпромсовета к производству игрушки.
С полки на складе "Художественной игрушки" ещё и сейчас укоризненно смотрят забракованные ублюдки с уродливыми горбатыми носами из заплат на фабрике не было метрового материала, и часть заказа была выполнена из кусков.
   Но, добившись более высокого качества продукции, "Художественная игрушка" не смогла все же в силу описанных выше условий производства, снизить расценки. Родители и детские организации, желавшие приобрести того или другого медведя-новинку, ошеломленно качали головами: 36 и 50 рублей - цена, доступная не каждому. Многих это обстоятельство заставляло поскорее уводить от прилавка или витрины разочарованных детей. Продавцы же, не желая терять покупателя, выставляли в такой критический момент на прилавок нашего старого знакомца - вельветового Мишку, стоящего 6 руб. 50 коп. И часто взрослые, минуту назад скептически рассматривавшие его и, сравнивая его с плюшевым, делавшие замечания не в его пользу, меняли свое мнение перед таким непреложным доводом: 59 или даже 39 р. и 6 руб. 50 коп. - дистанция огромного размера! В результате ребенок часто бывал вынужден согласиться на вредный компромисс.
Такая "конкуренция" заставила торгующие организации и "Художественную игрушку" сделать - каждого в своей области - неприятные и невыгодные для себя выводы. Особенно же была печальна эта конкуренция для автора-художника и для ребят.
Это всестронне неприглядное явление урегулировало рождение третьего образца.
(продолжение следует!)
PS Убедительная просьба! Использовать данный материал с активной ссылкой. Я очень надеюсь, что благодаря этому встречу единомышленников, с которыми смогу обмениваться подобной информацией. Вместе мы можем больше узнать о советских мишках и игрушках! Да и просто приятно пообщаться на любимую тему!
У меня много книг на английском языке, но на русском, кроме книг Галины Дайн, увы, ничего ценного пока нет. Буду признательна за помощь! Присылайте всё интересное)))
PPS В тексте статьи я сохранила орфографию и пунктуацию  первоисточника! Даже фамилия художницы в журнале с одной буквой "с". Я посчитала, что не следует что-то изменять)))



"МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку)

(часть II)


Первая часть статьи ЗДЕСЬ

Медвежонок "бэби"
     "Бэби" - забавная и подвижная, смешная и милая, достаточно яркая и мягкая игрушка - заставляет даже взрослых подолгу заниматься ею.
     Тов.Росинская, взяв за образец живого медвежонка, подчеркнула в игрушке шарживость и несомненный юмор этого звереныша.
   У "бэби" выпячивается круглый животик слегка косолапят задние толстенькие лапы с нашитыми подошвами; раскрыт рот, откуда забавно торчит красненький язычок (это, пожалуй, главная деталь, наиболее "одухотворяющая" внешность Мишки); по-детски лопух - будущий дикий зверь слабо ещё очерчен в этом мягком детеныше. Выражение наивности и хитроватой шаловливости глаз хорошо дает подложенный под черные бусины кусочек белой бумаги: эту новую деталь оформления т.Росинская дала только теперь, в этом новом образце.
     Шкурка "бэби" - из коричневой фланели или такого же велютина. Он мягок - до предельной мягкости этого материала - и легок. Долго прикидывали оформительницы: какой цвет распашонки и нагрудника более подходит к нему. Утвердили розовый и голубоватый для распашонок, белый - для нагрудников. Красный шнур поверх шеи дополняет туалет "бэби".
     Шарниры позволяют"бэби" принимать различные положения. Каждая его поза динамична и своеобразно пластична.
     Появившись на полках и в витринах магазинов во второй половине августа с.г., "бэби" сразу завоевал огромнейшую симпатию как детей, так и взрослых. По цене же своей - 18 руб. - "бэби" явился "золотой серединой" между своими бобриковыми и вельветовыми братьями.
     Но у него есть недостатки, на которые мягкому цеху "Художественной игрушки" и автору образца нужно немедленно обратить внимание.
     На затылке швы стачиваются небрежно: посредине образуется небольшое углубление, материал морщится. Рот у многих образцов перекошен, кривой: край пасти (вшитая картонка) часто выглядит "заячьей губой" и портит общее впечатление. Необходимо подумать о "ладошках" на передние лапы, сейчас лапы выглядят обрубленными. Пришитая к игрушке, неснимающаяся одежда, как правило, раздражает детей, вряд ли слишком усложнится и удорожает процесс оформления, если на распашонку и нагрудник сделать общую пуговку и петлю или завязки.
     И ещё одно: "бэби" нельзя оформлять ещё более гладкой, чем фланель, материей. Нельзя снижать художественную ценность этой игрушки, изготавливая её оболочку из молескина и другого "холодного" материала.

О коллективе и ещё раз
о Всекопромсовете
     Летом этого года сгорел экспортный цех "Художественной игрушки", где работала и бригада тов.Росинской. Фабрика потеряла несколько десятков тысяч рублей и помещение. До лучших времен "зверинец" приютил новослободский цех в своем красном уголке - комнатушке в 7-8 метров, расположенной в подвале, с дверью без тамбура на улицу. Число "надомниц", т.е. художниц-оформительниц, работающих дома, теперь увеличилось.
     Ясно, что в такой комнатенке могут с трудом поместиться 6 человек плюс рабочий стол. И оставшиеся "стационарки" работают среди ворохов лоскутьев, картонок и пакетов с готовымии игрушками, заботясь и беспокоясь лишь об одном: как бы не пострадала от пыли и влажных от невероятной духоты и тесноты рук их продукция. Упаковщица терпеливо сносит удары дверью в спину от каждого входящего в помещение, так как другого места для неё в этом хаосе отыскать нельзя. Работать в таких условиях тяжело, но "стационарки" подбадривают друг друга шутками и улыбками.
     Этот крепкий творческий коллектив образовался вследствие долгой совместной работы и спаян исключительными товарищескими отношениями. Ревниво и горячо защищают все они интересы своего производства, болеют за неудачных "детей", не считаются с временем, лишь бы добиться точной передачи образца. И немудрено, что "бэби" так удачен: вдумчиво и серьезно работал над ним автор, любовно и кропотливо работали над ним в цеху.
    Необходимо сказать здесь об одном существенном недостатке производства. Необходимость механизации процессов сейчас окончательно назрела и встала перед фабрикой во весь рост.
     Не говоря уже об удешевлении себестоимости готовой продукции, механизация сразу подняла бы качество, сохранив, например, в процессе кройки правильность первоначальных выкроек; она была бы большой помощью и сдвигом в работе набивальщиц, наглядно и систематически приучая их к чувству формы; она способствовала бы более широкому и рациональному для производства применению оформителей, среди которых есть высококвалифицированные работники.
     Все эти недостатки производства должны были бы сильно интересовать Всекопромсовет. Но после того, как вся фабрика сбилась с ног в поисках помещения для экспортного цеха взамен сгоревшего, Всекопромсовет спокойно позволяет трикотажникам занять найденное с колоссальным  трудом помещение, вполне устраивающее "Художественную игрушку".
     Секция игрушек Всекопромсовета инертна и невозмутима; она не выполняет даже своих основных функций в отношении артели игрушек и, видимо, забыла о цели ее работы, о том, что она вместе с артелями должна дать советским детям  х у д о ж е с т в е н н о   в ы п о л н е н н у ю ,  н е д о р о г у ю   и г р у ш к у.

Больше внимания индивидуальности
     В магазине - в шкафу и затем на прилавке- Мишки выглядят какими-то чужими и кажутся немного неприятными. Такое ощущение бывает почти всегда, когда долго выбираешь что-либо, боясь внезапного разочарования и чувства некоторой неприязни, когда уже будет сделан окончательный выбор.
     Но ещё чаще на такое восприятие игрушки влияет расположение её на полках-витринах в магазине.
     Слоны, обезьяны, мыши, зайцы, медведи - все сбиты там в одну неряшливую кучу. Вероятно, продавцы руководствуются при расстановке их общим названием "мягкой" игрушки. Но это неверно.  У каждой игрушки есть своя, ей лишь присущая индивидуальность, которую нужно в ы д е л я т ь, а не прятать в общей массе, как это делает большинство продавцов. Шкафы просторные, места всем хватит.
     От скученности и пестроты на "территории" мягкой игрушки создается впечатление чего-то рыночного, дешевого, сусального и жалкого. Как же может покупатель в этой толкучке рассмотреть как следует и выбрать ту или иную игрушку? Затолкнуты в угол, смятые, они теряют свою внешность, предлагаются будущему владельцу уже смятыми и потрепанными.
     Мишка-бэби менее других беспомощен в таком неблагоприятном окружении. Его к тому же, как новинку, "выдвигают", сажая вперед. Но показать его как следует все же не умеют. Дело заключается в неумении или нежелании продавцов познакомиться с поступающими в их ведение игрушками более серьезно и детально, позаботиться о привлекательности игрушки для покупателя.
     Ко многим магазинам игрушек Наркомпросом прикреплены методисты-консультанты. В их задачу должно входить не только консультирование, но и инициатива по расстановке и оформлению игрушечных объектов. Они должны организовать на это же продавцов, прививать им педагогические навыки, развивать их художественный вкус, будить в них сознательное критическое отношение к той или иной группировке.
     В первую очередь этим нужно заняться консультанту показательного магазина на улице Горького, начав хотя бы с тщательной проверки и подборки ассортимента на полках, отделив, например, изящные кустарные полочки и шкафчики от дидактического материала.
     В центральном Мосторге консультанта-методиста нет, но в отделе игрушек "Детского мира" - культурные работники, особенно в отделе м я г к о й    и г р у ш к и. Заботливо, со вкусом оформлены витрины, продавщицы умеют показать каждую игрушку так, как она того требует, в таком ракурсе, в котором она наиболее интересна. Обстоятельно, не торопясь, продавщицы отвечают на предлагаемые вопросы, иногда сразу троим-четверым покупателям, советуют, объясняют и т.д.
     Большое внимание следует обратить на упаковку. Готовая к отправке продукция, в частности - медведи, укомплектовывается на фабрике в бумажные свертки; часто возница во время пути садится на них, сплющивает детали, окончательно сминает мягкий материал и портит оформление. Необходимо организовать доставку мягкой игрушки в магазины в картонных коробках, а также наладить надзор за самой перевозкой.

Н. Оленина