kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

Черная Мадонна. продолжение.

Почему она черная?

Почитание Черной Мадонны – явление заграничное и загадочное. В отечественной культуре аналогов почти нет, если не считать старинной иконы XVII века «Прибавление ума», созданной иконописцем, страдавшим приступами безумия.
Но и эта икона, где лик Богородицы так смугл, что почти черен – не совсем «наша», и писана, как было доказано позднее, со статуи Богоматери из итальянского города Лорето. (рис. 1) Иконописец же, окончив свой труд, по преданию исцелился.
В Европе, напротив, черных мадонн множество – только во Франции их более трехсот, есть десятки таких статуй в Испании, в Италии, в Германии… Почитают их как величайшие святыни, паломнические пути к ним не зарастают столетиями, молва о чудесных исцелениях широко разносится по миру. А между тем, поклонение им остается неразрешимой загадкой в Католической Церкви. Всем известно, что Богородица не была негритянкой. Почему же тогда статуи черные? В дыму веков




Кому же знать ответ на этот вопрос, как не священнослужителям? У церкви есть версия: Черные Мадонны – очень старые статуи, и лики их сделались темными из-за копоти свечей. Мол, столетиями сажа оседала, что ж вы хотите. И примеры известны. Взять хотя бы статую в Лорето – изображение стоящей Богоматери с Младенцем на руках, вырезанное из ливанского кедра. По преданию, статую изготовил сам евангелист Лука, но эксперты легенду развеяли – Мадонна создана в XIII-XIV столетиях, причем изначально она была светлой, но со временем закоптилась.



Еще в XVII веке усилиями монахов-иезуитов по Европе распространились сотни копий Лоретской Мадонны. Ее потемневший лик играл в церковных делах роль идеологическую. В то время Ватикан боролся с «лютерской ересью». Протестанты считали культ статуй нововведением, и темные лики Мадонн призваны были убедить верующих в обратном.



Кстати, сейчас в Лорето стоит копия, поскольку подлинная статуя сгорела во время пожара в 1921 году. Копию же, вырезанную из ливанского кедра, выращенного в садах Ватикана, окрасили в черный цвет намеренно, дабы она соответствовала оригиналу.



Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери. С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей. С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими.




Аналогичный случай произошел и с Мадонной из швейцарского монастыря Айнзильден. Здесь с XIII века стояла статуя Девы Марии, подаренная обители настоятельницей Цюрихского женского монастыря. В середине XV столетия изваяние пострадало от пожара, и было заменено деревянной копией, потемневшей за столетия. Среди паломников она стала известна как Черная Мадонна.





Со святыни также было изготовлено множество копий – и все они были сделаны черными. Одну из самых известных освятил в 1677 году кельнский епископ Пауль.
В немецком городе Дюссельдорфе для копии почитаемой черной Богороматери из монастыря Айнзильден, была выстроена специальная часовня. В Дюссельдорф потянулись паломники, и вскоре статуя прославилась как чудотворная.


Чудотворный образ изготовлен из лёгкой породы древесины и окрашен в чёрный цвет. Богоматерь изображена в полный рост. В правой руке она держит скипетр, как символ власти, а на её левой руке покоится младенец Христос. Несмотря на то, что Матерь Божья вырезана в царских одеждах, дополнительно она облачена в оригинальную царскую тунику из лучших, хотя внешне и простых, тканей. Богородица и Иисус Христос коронованы. Короны изготовлены мастером Конрадом Хадернахом (Conrad Hadernach) в 1705 году. Для большей сохранности изображение помещено в специальный многогранник, с вырезанными на стекле колосьями.

Традиционное католическое богослужение, которое происходит каждый год в Дюссельдорфе в одно и то же время - во второе воскресенье октября - вечером выносят фигуру Чёрной Мадонны из церкви и несут её в парк при дворце Бенрат. Собираются сотни людей со свечами в руках – настоящее паломничество.Служат молебен в сумерках и затем в наступившей темноте проносят Чёрную Мадонну вокруг большого водоёма в парке с пением псалмов и со словами молитвы «Розовый венок». Верующие со свечами следуют за почитаемым скульптурным изображением.
Потом её возвращают назад в капеллу и на пороге церкви Святой Сецилии участники процессии получают благословение...

В немецком городке Альтёттинг тоже есть Черная Мадонна.
Как гласит старая пословица, все дороги ведут в Рим. В Баварии действует свой местный вариант: "Von jeder Haustür geht ein Weg nach Altötting" - "От каждой двери одна из дорог ведет в Альтёттинг".
Визит Папы Римского, выросшего неподалеку, похоже, подтвердил взаимосвязь и верность первого и второго.



Ее вырезали из липы в начале XIV века и привезли в Баварию то ли из Бургундии, то ли с верховьев Рейна. Слава ее началась после того, как темноликая Мадонна воскресила из мёртвых утонувшего мальчика, вняв мольбе отчаявшейся матери.
С тех пор святыня исцелила множество болезней и горестей.



С XVI века благодарные паломники стали оставлять в храме самодельные таблички-иконы – ретабли. Сейчас их уже более двух тысяч, все пространство капеллы и наружные стены заняты ими. На самых старых табличках лик Мадонны – светлый, и только с конца XVII столетия ее стали изображать такой, какой она стала в реальности.

Иными словами, церковная версия о черноликих Мадоннах вовсе не безосновательна, хотя она объясняет лишь некоторые случаи. Известно множество статуй Мадонны, которые с самого начала были изготовлены из эбенового дерева, темного камня либо покрашены в черный цвет. Такова, например, Черная Мадонна во французском городке Ле-Пюи…

Но невзирая на скупость сведений о матери Христа в Новом завете, ее культовый статус стремительно развился до божества, следуя логике мифологического мышления.


Первые христиане мало внимания уделяли матери Иисуса — Марии. В Новом завете Мария не занимает сколько-нибудь важного места.
В самом раннем из канонических евангелий, Евангелии от Марка, описание рождения Иисуса отсутствует; рассказ о нем начинается с прихода Иисуса из Галилеи и крещения его Иоанном.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводятся родословные отца Иисуса — Иосифа: его род возводится к царю Давиду, от коего, согласно иудейским верованиям, должен происходить мессия. Иосиф, естественно, должен был считаться родным отцом Иисуса и, следовательно, никаких особых заслуг его матери не приписывалось.
В Евангелии от Луки вводится описание благовещения, зачатия от святого духа. Но о дальнейшей жизни Марии — в период проповеди Иисуса и после его казни — в первых трех евангелиях НЗ ничего не сказано. Только в Евангелии от Иоанна мать Иисуса оказывается у креста и Иисус поручает ее своему любимому ученику, Иоанну. В Деяниях апостолов Мария, мать Иисуса, упомянута пребывающей в молитве после казни Христа вместе с учениками и братьями его (1:14).
ВОТ И ВСЕ сведения о Марии, содержащиеся в каноне. Такое отношение к ней не случайно: ведь в проповедях ранних христиан звучали призывы отречься от родных, заменить братство по крови братством по вере. Достаточно вспомнить эпизод, когда Иисусу сказали, что мать и братья зовут его, на что он ответил: «Кто матерь моя и братья мои? И обозрев сидящих вокруг себя, говорит: вот матерь моя и братья мои…» (Мк. 3:33-34; Мф. 1:16; Лк. 8:19).


АПОКРИФЫ

И только в конце II в., наряду со сказаниями о детстве Иисуса, начали распространяться и различные фантастические рассказы о его матери, ЕЕ ЮНЫХ ГОДАХ — и здесь тяга к волшебной сказке, традиция почитания женских божеств, уходящие корнями в глубокую древность, сполна сказались на христианском восприятии образа богородицы.


Наиболее подробный рассказ о детстве Марии содержится в так называемом Евангелии Иакова, или «Истории Иакова о рождении Марии». Текст начинается с описания того, как будущие родители Марии, престарелые Иоаким и Анна, скорбят о своей бездетности. Иоаким удаляется в пустыню пасти стада, а жена его молит бога послать ей ребенка. Наконец появляется ангел, возвещающий, что у Анны родится дочь.

Родители дают обет посвятить дочь богу. Когда Марии минуло три года, отец отдал дочь в Иерусалимский храм на воспитание. На этом эпизоде и основан праздник ВВЕДЕНИЯ во храм. Интересно отметить, что Мария, по этому сказанию, не питалась обычной пищей, ангелы приносили ей пищу небесную. Как здесь не вспомнить, что боги древних греков тоже пили особый напиток — нектар и питались особой пищей — амброзией.
Когда Марии исполнилось 12 лет, повествуется в Евангелии Иакова, жрецы храма по велению ангела созывают вдовцов, чтобы выбрать среди них хранителя (опекуна) Марии. Когда старики-вдовцы собрались, из посоха, с которым пришел плотник Иосиф, вылетела голубка и села ему на голову. Марию вручили Иосифу, чтобы он охранял ее девственность …
(Лада: По версии св. Иеронима (ум. 419 г), посох Иосифа при этом жребии расцвел — что является калькой ветхозаветного мотива. В христианском культовом искусстве чудесно процветший посох символизирует и саму Богородицу.)


Оба евангелия — Фомы о детстве Иисуса и Иакова о детстве и юности Марии — представляют собой удивительное смешение разных христианских преданий, и представлений о древних, главным образом античных божествах.


Популярность «Истории Иакова о рождении Марии» подтверждается тем, что она дошла до нас и на греческом, и на сирийском языке. Кроме того, существовали эфиопская, армянская, коптская, арабская и славянская переработки этой «Истории». Церковь не признавала сказание Иакова каноническим: оно явно было написано позже четырех евангелий Нового завета и слишком вольно передавало рассказ о рождении Иисуса. Но оно не было отнесено и к числу «отрешенных», т. е. категорически запрещенных книг. Церковь не препятствовала его распространению, как и сказания Фомы о детстве Иисуса.




Итак, в конце IIв. Мария еще не сталa самостоятельной фигурой  системе христианских догматов. Но чем шире распространялось христианство, чем больше оно включало в себя традиционных обычаев и верований, тем больше «божественных» черт появлялось в образе Марии. Потребность в культе женского божества, в поклонении матери, защитнице и помощнице оставалась у людей, перешедших от почитания Исиды или Деметры к почитанию Иисуса.
Но ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ Марии далеко не сразу было принято христианской церковью. Так, выражая мнение ряда церковных руководителей, епископ кипрский Епифаний (сер. IV в.) осуждал тех почитателей Марии, которые «стараются ставить ее вместо бога». В доказательство Епифаний ссылается на то, что в «священном писании» нет никаких сведений ни о смерти, ни о погребении Марии.



Только в конце IV в. появилось сочинение анонимного автора «Об УСПЕНИИ Марии». В нем как раз и рассказывается о последних годах ее жизни, смерти и вознесении на небо. Имея возможность не следовать раннехристианской традиции (ибо ее, как мы уже говорили, в отношении матери Иисуса почти не существовало), автор использовал самые разные предания, дав полную волю своему воображению.
Смерть богородицы сопровождалась различными чудесами: сам Иисус в окружении множества ангелов спустился на сверкающем облаке и принял ее душу. К моменту смерти Марии в Иерусалим прибыли все апостолы, кроме Фомы. Они и похоронили ее. На третий день после ее смерти в Иерусалим пришел Фома и захотел посмотреть на тело умершей. Апостолы по его просьбе открыли гроб, но он оказался пустым. Вечером, когда ученики Иисуса, собравшись все вместе, обсуждали это событие, «отверзлись небеса» и там показалась Мария. Как и ее сын, она ВОСКРЕСЛА в своем человеческом облике.
Нетрудно заметить, что автор сказания «Об успении Марии» использует евангельские рассказы о воскресении Иисуса, перенося их на его мать. По-видимому, самостоятельных преданий о смерти Марии не существовало; кроме того, повторение «воскресения» как бы ставило Марию в один ряд с Иисусом, подчеркивало ее божественность в отличие от остальных, пусть самых святых и праведных, проповедников христианства.


В IV-V вв. устанавливается культ Марии. К ней начинают применять названия «богородица» и «БОГОМАТЕРЬ» — выражения, восходящие к наименованию древних языческих богинь (например, великая матерь богов Кибела). Впервые Мария названа так в трудах епископа города Никомедии Евсевия около середины IV в. Но окончательно Мария была признана богоматерью только в 431 г. на соборе в городе Эфесе. Не случайно прежде всего в восточных районах утверждается культ богоматери: на нее были перенесены многие черты и функции, которыми наделяло население этих районов древних богинь-матерей.
ПРАЗДНИКИ же в честь богородицы введены церковью еще позднее. Они были приурочены к местным языческим праздникам. Рождество богородицы впервые стало отмечаться в VI в., успение — с конца V в. Первое совпадало с началом нового года (на Востоке год начинался с сентября), а успение — с празднованием сирийскими крестьянами окончания уборки урожая…
Апокрифические сказания о Марии, пожалуй, наиболee ярко отражают тот путь, который прошли христианские верования за три первые века своего существования. Вряд ли ранние христиане, накликавшие кары на всех, кто почитает идолов, могли представить себе, что когда-нибудь их единомышленники будут поклоняться статуям богородицы…
Многочисленность борющихся друг с другом направлений, обилие «священных» книг, по-разному трактующих основные христианские положения и догматы, — все это облегчало проникновение древних верований в новую религию, создание разных легенд и мифов. Некоторые из этих мифов так и остались достоянием «тайных писаний», другие были признаны официальной церковью и послужили основанием для установления многих христианских праздников.


ист. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М: политиздат, 1987. С. 311-320. Глава “Апокрифические сказания о детстве Иисуса и евангельских персонажах”: Сказания о Марии.





продолжение следует
Tags: красота, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment