?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 October 2009 @ 10:05 pm
Чуточку о ритуалах  

 

Мы все животные общественные. И время от времени совершаем символические и ритуальные действия, в частности, чтобы найти «своих» и опознать «чужих». 

-Вы были на премьере Виктюка? Я обожаю Виктюка, а Вы?

-Какая мерзость, все же, Евтушенко! Не правда ли?

-Вы читаете Коэльо?

-Ax, как поет Нетребко!

-Еще Окуджава говорил...

-А помните, у Довлатова...?

Интересно, все ли отдают себе отчет, в том, что это не более, чем ритуальные игры? Много ли среди нас тех, кто честно, серьезно и вдумчиво отвечает на подобные вопросы и реплики? А главное, с какой целью они произносятся?

 

Выражением согласия с собеседником, мы обозначаем свою принадлежность к некой группе, мы даем понять «я такой же, как ты». Даже если это вовсе не так, и мы так не думаем, зачастую, коммуникативные стереотипы вынуждают нас «поддакивать», не вникая в суть вопроса, пользуясь шаблонами. 

С другой стороны, порой нам кажется, что сознавшись в отличной от других точке зрения, мы признаем свой «позор».  Стереотипы,  свойственные конкретной общественной группе, диктуют свои нормы и эталоны воззрений, предпочтений, вкусов. Боязнь быть отвергнутыми, отверженными, заставляет нас принимать общепринятые стандарты как свои. Чем больше такого рода стандартов мы принимаем и чем неосознаннее процесс принятия, тем большие куски нашей собственной личности отвергаются нами, заменяясь усвоенными извне. Мы меняем природное на искусственное. Мы привыкаем жить в шаблонах, принимая их за собственное мнение, даже не пытаясь переосмыслить их.

Ритуал — стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом.

В психиатрии ритуал — простое или сложное движение или действие, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления; возникает при наличии фобии, навязчивых сомнений, других навязчивых состояний.

Ритуал — стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и/или слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого (или считающими себя таковыми). Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей соответствующую реакцию. Он всегда рассчитан на зрителя. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала (Например, символическое принесение  в жертву Евтушенко «интеллектуалами»)

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением служит отличным орудием подавления.

По мнению Конрада Лоренца (основоположника этологии), ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала — соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал пощечину пьяный хулиган. 

Человеческая культура практически целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют "некультурными" действиями.

Ритуалы, в частности, служат регуляции и упорядочиванию формальных процедур. Например, перед посадкой пилот самолета и диспетчер совершают ритуал: «иду на посадку»-»посадку разрешаю».

В общении ритуальность структурирует процесс коммуникации, облегчает задачу, уменьшает затраты, экономит ресурсы. Ритуалы помогают облегчить решение множества социальных, биологических, психологических и других задач.

С помощью ритуальных действий мы можем продемонстрировать свое уважение или презрение, покорность или агрессию и многое другое.

С другой стороны, мы имеем право на собственное мнение, отличное от мнения большинства. Говорят, мы должны уважать чужое мнение, значит мы вправе требовать уважения к своему собственному. А еще нам самим полезно уважать себя, свое мнение и не бояться его высказывать даже вопреки социальным условностям. Правда, желательно иметь про запас мотивировку, систему аргументов и быть готовым к дискуссии. 

P.S. 

1.Я не люблю Виктюка, ходила, смотрела: танцуют средне, поют средне, играют средне. Сценическая речь, дикция ниже всякой критики плюс украинский акцент. Спрашивается: в чем смысл?

2.Евтушенко обычный человек, не хуже Лермонтова или Высоцкого, обычный поэт с удачами и неудачами, не гений, но и не бездарь. Не вижу повода для плевков, окромя моды плеваться. 
3.Коэльо читала, больше не хочу - это не литература, а в остальном - на вкус и цвет.
4.Нетребко имеет не лучший голос и поет посредственно. Если, конечно, сравнивать с Каллас, Кабалье и Бартолли, а не с Машей с Уралмаша.
4.Окуджава мне никто и не авторитет для меня.
5.Да. У Довлатова - помню.
 
 
 
kotomyshkotomysh on October 11th, 2009 10:52 pm (UTC)
Вот и славно:) Знаешь, во вем есть "обратная сторона": если тебя отвергала некая группа, ты 1.учишься жить без этой группы, 2.активно ищешь "своих", 3.понимаешь, что "своих" проще создать самой, чем ломаться под чьи-то рамки. Примерно так становятся творцами:)))
Маринаbublik_ru on October 11th, 2009 10:54 pm (UTC)
:))