kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

Святая Мария Египетская

В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы
О преподобной Марии Египетской. О чем нам говорит житие блудницы, ставшей христианской святой, и почему высшей точкой Великого Поста считается именно «Мариино стояние».


Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.

Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц — великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Древ­ней­шие све­де­ния о ней со­дер­жат­ся в Жи­тии преподобного Ки­риа­ка От­ход­ни­ка (умер 556 год), на­пи­сан­ном Ки­рил­лом Ски­фо­поль­ским (умер по­сле 559 года), ко­то­рый рас­сказ о Марие Египетской за­пи­сал со слов уче­ни­ка преподобного Ки­риа­ка - Ио­ан­на. Од­на­ж­ды Ио­анн, шед­ший к на­став­ни­ку, уви­дел в пус­ты­не от­шель­ни­ка, скрыв­ше­го­ся от не­го в пе­ще­ре. Это ока­за­лась жен­щи­на по име­ни Ма­рия, ко­то­рая бы­ла пев­чей в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Ие­ру­са­ли­ме. Из-за то­го, что мно­гие со­блаз­ня­лись её кра­со­той, она уда­ли­лась в пус­ты­ню, взяв с со­бой кув­шин во­ды и кор­зи­ну мо­чё­ных бо­бов. Чу­дес­ным об­ра­зом эта пи­ща не убы­ва­ла, и Мария Египетская пи­та­лась ею в те­че­ние 18 лет. На об­рат­ном пу­ти Ио­анн на­шёл Ма­рию умер­шей и по­хо­ро­нил её.

Ис­то­рия Марии Египетской пе­ре­ска­за­на в «Ду­хов­ном Лу­ге» Ио­ан­на Мос­ха, но без упо­ми­на­ния име­ни под­виж­ни­цы; ин­фор­ма­то­ром так­же яв­ля­ет­ся ав­ва Ио­анн. Свя­тая здесь на­зва­на не пев­чей, а мо­на­хи­ней, ушед­шей в пус­ты­ню, т. к. не­кий юно­ша вос­пы­лал к ней стра­стью. В пус­ты­не она пи­та­лась взя­ты­ми с со­бой мо­чё­ны­ми бо­ба­ми в те­че­ние 17 лет.

Пат­ри­арх Соф­ро­ний Ие­ру­са­лим­ский (его ав­тор­ст­во ос­па­ри­ва­ет­ся не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми) по­свя­тил Марие Египетской жи­тие, за­им­ст­во­вав ряд сю­же­тов из Жи­тия преподобного Пав­ла Фи­вей­ско­го, на­пи­сан­но­го Ие­ро­ни­мом Бла­жен­ным. В этом жи­тии Мария Египетская вме­сто де­вы на­зва­на блуд­ни­цей из Алек­сан­д­рии (в Егип­те), прие­хав­шей в Ие­ру­са­лим и не до­пу­щен­ной Бо­же­ст­вен­ной си­лой вой­ти в Храм Гро­ба Гос­под­ня. Рас­ка­яв­шись, она да­ла обет пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри жить це­ло­муд­рен­но и по­сле это­го смог­ла вой­ти в цер­ковь. Мария Египетская под­ви­за­лась в Иор­дан­ской пус­ты­не 47 лет, 17 из ко­то­рых пи­та­лась тре­мя хле­ба­ми, ку­п­лен­ны­ми в Ие­ру­са­ли­ме.

· Все чудеса, которые последовали за этим, их исток был в этом обращении. Это была решимость с такой же полнотой отдаться небесному Богу, как ранее она служила греху и плоти. Это одна и та же женщина, которая не имеет границ в своей страсти, своей преданности, своей любви. В первой половине жизни она реализует свою женственность в мире тела, во второй – становится женщиной, преображенной Святым Духом.
· За 40 лет в пустыне она не ела, но много молилась, и достигла чистой святости. Она хотела искупить свой грех и стать невестой Христовой.

· Можно условно назвать это «православным феминизмом» - это апофеоз, гимн женскому началу – гимн преображению, которая земная женщина способна пройти.
· Можно вспомнить слова философа Татьяны Горичевой, которая говорила об особой роли женщины в христианстве: если мужчины Христа предавали, то нет ни одного сюжета о том, как Христа предали женщины. Когда они проходят путь реализации женского начала и обращаются к Христу, это становится вершиной святости. Поэтому мы так почитаем Марию Египетскую, а в кульминации Поста происходит «Мариино стояние».

· Если идти по пути предельной преданности, которая описана в житии Марии Египетской, Бог не оставит нас. Он пришел не к праведникам – а к нам, грешным.
· В описании поражают подробности на грани христианской морали, которые мы встречаем в этом каноне. Первая часть жития Марии Египетской - о блуде, общении с мужским полом. Все это описывается с такими подробностями, что кажется – как такое можно читать во время Великого Поста? Но на самом деле эти подробности необходимы для контраста – чтобы показать, насколько глубоким может быть падение человека, и как можно в любой ситуации через обращение к полюсу Духа спастись и достичь святости.

· В греческой культуре, и в византийской существовало предание: пик распущенности и греховного поведения женщина демонстрируют египтянки. О них ходили легенды, что у них было столько колец, сколько было возлюбленных, были предания о «сакральной проституции».

· Но когда Мария Египетская рассказывает об этом после покаяния, она упоминает важную деталь: она не просто блудила с мужчинами, она была этому предана. Блуд был не просто способом зарабатывания денег (а Мария Египетская не брала денег), а становится служением плоти. Она жила в грехе, как в культе.
· Когда она приехала в Иерусалим, она не смогла переступить порог храма. Ключ греха не подействовал. И в этот момент происходит переворот в ее сознании: метафизика плоти – это не её судьба, это нечто низкое и постыдное. Настоящей преданности заслуживает небесное, чистое начало, воплощенное в иконе Пресвятой Богородице. И это озарение, переход – и есть смысл Великого Поста. После этого она исповедуется, и затем уходит в пустыню.
Произошло настоящее чудо.

В древнерусском ис­кус­ст­ве Мария Египетская изо­бра­жа­лась в сце­нах Страш­но­го су­да, где свя­тая воз­глав­ля­ет ше­ст­вие пра­вед­ных жён: фре­ски Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (конец XII века), в церкви Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле (1360-е годы), Ро­ж­де­ст­вен­ском со­бо­ре Фе­ра­пон­то­ва монастыря (1502 год) и др. Об­раз Марии Египетской час­то встре­ча­ет­ся на ико­нах середины - второй половины XVII века, где свя­тая, в честь ко­то­рой бы­ла на­зва­на пер­вая суп­ру­га ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча - Ма­рия Иль­и­нич­на Ми­ло­слав­ская, изо­бра­жа­лась с не­бес­ным по­кро­ви­те­лем ца­ря - Алек­си­ем, че­ло­ве­ком Бо­жи­им: ико­ны «Пре­по­доб­ные Алек­сий, че­ло­век Бо­жий, и Ма­рия Еги­пет­ская» Я. Т. Ру­да­ко­ва (Яко­ва Ка­зан­ца, 1648 год, Ус­пен­ский со­бор Москов­ско­го Крем­ля); «Пре­по­доб­ные Ма­рия Еги­пет­ская, пре­по­доб­ный Алек­сий, че­ло­век Бо­жий, свя­ти­тель Алек­сий, ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский, и ве­ли­ко­му­че­ник Фео­дор Стра­ти­лат, пред­стоя­щие Трои­це Но­во­за­вет­ной» (вторая половина XVII века, Санкт-Пе­тербургский государственный ис­то­ри­ко-ар­хив­ный ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник).


В Западной Ев­ро­пе, где Мария Египетская счи­та­лась по­кро­ви­тель­ни­цей каю­щих­ся греш­ни­ков, её изо­бра­жа­ли как от­шель­ни­цу, чью на­го­ту скры­ва­ют длин­ные во­ло­сы («Ал­тарь Ад­риа­на Рей­на» Х. Мем­лин­га, 1480 год, Му­зей Х. Мем­лин­га, Брюг­ге), на­хо­дя­щую­ся в пус­ты­не (жи­во­пис­ное пан­но Я. Тин­то­рет­то, 1682-1687 годы, Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко); ино­гда её об­раз по­ме­ща­ют в па­ру к об­ра­зу Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го. В жи­во­пи­си встре­ча­ют­ся сце­ны по­след­не­го при­час­тия свя­той (кар­ти­на С. Рич­чи, около 1695 года, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шинг­тон) и её по­гре­бе­ния св. Зо­си­мою, ко­то­ро­му по­мо­га­ет лев, рою­щий ла­па­ми мо­ги­лу. Марии Египетской по­свя­щён ди­птих Э. Ноль­де, со­стоя­щий из сцен «Ма­рия Еги­пет­ская сре­ди греш­ни­ков» и «Смерть Ма­рии Еги­пет­ской» (около 1910 года, Кун­ст­хал­ле, Гам­бург).

Другие факты о преподобной Марии Египетской

– Преподобной Марии было 76 лет, когда она встретилась с аввой Зосимой. В 12 лет она ушла из дома, еще 17 лет жила распутной жизнью и потом 47 лет провела в покаянии в пустыни. Она была родом из Египта, но ушла из дома в Александрию.

– 17 из всех 47 лет, проведенных преподобной в пустыни, она непрестанно «боролась со своими безумными страстями, как с лютыми зверями». Борьба эта была жестокой и невыносимой, которую можно было выдержать лишь с великой помощью Божией.

– Православный мыслитель XIX века И.С. Аксаков написал поэму на основании жития преподобной Марии Египетской.

– «Когда читаешь житие Марии Египетской, убеждаешься, насколько в поучениях святых отцов, хотя бы в изложении Иоанна Лествичника, правдиво изображена человеческая душа, и насколько вообще духовная жизнь закономерна» (священномученик Сергий Мечев).



Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!

Молитва:

О, вели­кая Хри­сто­ва угод­ни­ца пре­по­доб­ная Мария! На Небе­сах Пре­сто­лу Божию пред­стоя, на зем­ле же духом люб­ви с нами пре­бы­вая, имея дерз­но­ве­ние ко Гос­по­ду, моли, спа­сти рабов Его, к тебе с любо­вью при­бе­га­ю­щих. Испро­си нам у Вели­ко­го мило­стью Вла­ды­ки и Гос­по­да веры непо­роч­ное соблю­де­ние, горо­дов и сёл наших утвер­жде­ние, от голо­да и мора избав­ле­ние, скор­бя­щим – уте­ше­ние, недуж­ным – исце­ле­ние, пад­шим – вос­ста­ние, заблуд­шим – укреп­ле­ние, в делах доб­рых успех и бла­го­сло­ве­ние, сиро­там и вдо­вам – защи­ту и ото­шед­шим от жиз­ни сей – веч­ное упо­ко­е­ние, всем же нам в день страш­но­го Суда стать общ­ни­ка­ми сто­я­щих с пра­вой сто­ро­ны и бла­жен­ный глас Судии мира услы­шать: «При­ди­те, бла­го­сло­вен­ные Отца Мое­го, насле­дуй­те Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от сло­же­ния мира», – и пре­бы­ва­ние там во веки полу­чить. Аминь.


Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Анге­лы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, пред­стоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умо­ли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Сво­е­му́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борь­бе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сата­ны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Кре­ста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды гре­ха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем суще­стве́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь

О, вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (име­на), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, воюю́щих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́кого зла, в час же разлуче́ния души́ и те́ла отже­ни́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мы́сль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с, Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той е́сть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Канон https://azbyka.ru/days/caa/172
Акафист https://azbyka.ru/days/caa/173

https://www.pravmir.ru
https://foma.ru/
Tags: религия
Subscribe

  • Чтение чтению рознь

    И это же относится к сериалам и развлекательному кинематографу. В первой четверти жизни любовь к чтению создает Человека Культуры. В детстве…

  • Что важно помнить...

    Что человек относится к общественным животным. Что детеныш Homo Sapiens Sapiens вне общества людей не становится человеком, оставаясь животным,…

  • Что важно знать детям

    Человек - НЕ «венец творения» ни в каком смысле: не самый древний, не самый развитый, не самый способный, не самый новый, не самый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments