kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Черная Одигитрия

Одигитрия (Путеводительница)

Одигитрия в переводе с греческого языка обозначает «указывающая путь», «путеводительница». Иконы данного типа являются одними из самых распространённых изображений Божьей Матери. На образах «Одигитрия» Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной дланью Спаситель благословляет смотрящего на икону, а второй держит свиток или книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).



Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери),

а также изводы, на которых Дева Мария изображена в полный рост.

Отличием этой иконографии служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь матери, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему богомольцу.
Богородица же указывает рукой на Младенца, напоминая о незыблемости и праведности христианского пути.


Наиболее известные иконы типа «Одигитрия»:
Влахернская, Грузинская, Иверская, Иерусалимская, «Избавительница», «Троеручица», «Скоропослушница», Казанская, Смоленская и Тихвинская икона Божией Матери.

К Одигитриям также относятся Ченстоховская Божья Матерь, Непобедимая Победа.

Я упоминала, что среди особо почитаемых католиками Черных Дев Марий, мало православных. Обычно указывается Ченстоховская икона - Matka Boska Częstochowska. De zwarte madonna van Częstochowa...


По мнению искусствоведов, икона создана в Византии в IX—XI веках.
Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы являет собой редкий пример святого образа, почитаемого как православными, так и католиками.

Изображение соответствует византийскому стилю написания, хотя некоторые черты Ченстоховской иконы Божией Матери напоминают западную традицию. Лики Матери, Младенца более мягкие, чем на традиционных русских православных образах.



Согласно легенде, чудотворный образ Пресвятой Девы написан евангелистом Лукой, на материале, имеющем непосредственное отношение к жизни Иисуса, его человеческой семьи, Марии с Иосифом. Это была доска от их обеденного стола.
Приход к власти в Риме императоров-язычников привел к преследованиям, гонениям первых адептов христианского учения.
Когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, в 67 году, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, удалились в пещеры, куда перенесли и Образ Божией Матери. Чтобы уберечь икону, ее прятали в катакомбах, пещерах местечка Пелла.


В 326 году из Константинополя в Иерусалим прибыла царица Елена для поклоне­ния святым местам. Там она обрела Животворящий Крест Христов и там же, по преданию, получила в дар от верующих упомяну­тую икону Пресвятой Девы. Образ она привезла в Константинополь, где он хранился около пяти веков.


Появление иконы в русских землях

Существуют различные версии появления Ченстоховской иконы Божией Матери на Руси.

Согласно первой, образ попал в славянские земли благодаря великим просветителям Кириллу и Мефодию. Икона была взята ими как благословительница дел сподвижников, а также помощница народам и странам, постигающим знания Евангельской истины.




Вторая теория утверждает, что творением евангелиста Луки в X веке благословили греческую царевну Анну на брак с киевским князем-просветителем Владимиром. Невеста привезла икону в столицу. Князь распорядился установить образ в первой русской церкви, построенной из камня, – Десятинной. Там он находился до 1240 года. А когда Киев был осажен войском хана Батыя, икону Богородицы тайно вывезли в Белз ко Льву I.

Или же Ченстоховская Матерь Божия могла попасть в Белз благодаря браку русской княжны с князем галицким или польским. Такой союз традиционно благословляли наиболее ценной фамильной иконою.




Возможно, икона была подарена князю Льву I Даниловичу (основателю города Львова), а затем привезена из Константинополя, ценный образ поместили в церкви
замка города Белз (упоминание о нем содержит «Повесть временных лет»).

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда в Россию икону привез  князь Льв (галицко-волынский князь), который перевёз икону в город Белз и поставил икону в Белозерском замке.
Там икона также прославилась многими чудотворениями.


Как икона попала в Польшу

С завоеванием польским королем Казимиром III Великим земель Галиции (1310-1370 годы) святой образ Богородицы был вывезен из Белза вместе со многими другими православными святынями, передан монахам-католикам из монастыря св. Павла близ Ченстохова.

Есть иная версия, объясняющая, как последним местом владения чудотворной иконой стала Польша.

После покорения юго-запада России поляками, включая Галицко-Волынское княжество, икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Через несколько лет после своего отказа от наместничества в Русской земле, в 1382 году, князь Владислав вывез чудотворную икону в свои западные владения - в Велюньское княжество. По дороге князь Опольский остановился на ночлег у бедной деревушки Частоховы (ныне город Ченстохов), на берегу реки Варты. Святая икона была помещена на ночь в частоховскую приходскую церковь Успения Божией Матери, которая стояла на Ясной горе (польск. Jasna Góra.
На следующий день, когда Владислав хотел тронуться в путь со святыней, икону стало невозможно сдвинуть с места. В этом чуде все присутствующие увидели явное указание Самой Матери Божией о месте пребывания Ее святого образа. При этом жители деревеньки донесли князю Владиславу, что еще прежде на этом месте иногда виделось по ночам светлое сияние.



Есть легенда, что когда татары осадили замок, уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав Опольский вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудо­творный образ навсегда сохранил следы истекшей из раны крови. Спустившаяся тогда на войско мгла заставила татар снять осаду и удалиться в свои пределы.
В 1352 году князь основал там монастырь, вверив в 1382 году чудотворную святыню на хранение монахам Паулинского ордена, на Ясную гору Ченстоховскую, около Ченстоховы. Икона с этого времени получила своё нынешнее название.

Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого ра­зорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.
Образ был осквернён и выброшен около современного костёла Святой Варвары, неподалёку от Ясной Горы. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов.


В 1655 году Ясную Гору осадили шведы, захватившие к тому моменту почти всю Польшу. Героическая оборона монастыря, которая, несмотря на большое превосходство врагов в численности, заставила шведов снять осаду, и спасение святыни вызвали большой патриотический подъём в стране, который привёл к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».
Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши и короновал образ, дав образу характерное наименование «Польской Королевы».


Ченстоховский образ Владычицы стал и символом славы русского оружия, когда наша армия под руководством М.И. Кутузова в 1813 году в ходе наполеоновских войн вошла в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия монастыря поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии он был доставлен в Санкт-Петербург и помещен вместе с ключами от крепости Ченстохов в Казанском соборе, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии.
С этой иконы было сделано множество списков. Однако в России большинство из них после революции пропали. Исчезла и икона Казанского собора...


22 мая 1910 года папа Пий X повторно короновал образ, заменив украденный венец. Ещё одна коронация состоялась 26 августа 2005 года от имени папы Иоанна Павла II, уже после его смерти.


В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество людей из СССР.


Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.




Списки Ченстоховской иконы Божией Матери

Кроме списка Ченстоховской иконы Божьей Матери Казанского собора (Санкт-Петербург), было известно около 11 копий чудотворного образа.

Предание повествует, православный мир оплакивал святыню (икону Божьей Матери), когда она покидала русскую землю. Недалеко от городка Турковицы, у рощи, люди заприметили удивительное сияние – явился новый чудотворный образ, из глаз которого текли слезы.

Это была точная копия Ченстоховского. Список Турковицкой Богоматери был обретен Вознесенской церковью города Кривой Рог, потом перенесен во Спасо-Преображенский собор.






В 1711 году в России появляется одно из первых изображений Ченстоховской иконы, прообразом которого послужила польская гравюра, выпущенная в связи с коронованием образа латинянами. В таком варианте --с коронами, голубем в медальоне, привесами, изображением стены внизу иконы — Ченстоховский образ Богородицы был широко распространен в XVIII-XIX веках .






После 1813 года, когда в Казанском соборе Петербурга был помещен точный список чудотворной иконы, в России стали появляться иконы соответствующие прославленному первообразу, с кровоточащей раной на щеке, а вариант русских списков Ченстоховской иконы XVIII — начала XIX веков стали часто именовать «Умягчение злых сердец» (хотя типологически это совершенно другой извод).


В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди хлама в кладовой хлебни был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, молившихся перед этим образом. К этой иконе каждую субботу, незадолго перед своей кончиной, приезжал блаженный старец Китаевской пустыни, принявший на себя подвиг юродства, иеросхимонах Феофил, чтобы отслужить акафист перед Ченстоховской иконой Царицы Небесной.
Совершал он его совершенно оригинально: ухватит у пономарей Великой церкви первую, попавшуюся под руку ризу, облачится в нее — и ну по братским кельям поспешно бегать да клирошан на акафист собирать; кто же противился из них --тех беспощадно подгонял палкой. Поэтому и служение отца Феофила бывало торжественным, и множество народа присутствовало в хлебной на этих акафистах.
В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди хлама в кладовой хлебни был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, молившихся перед этим образом.
К этой иконе каждую субботу, незадолго перед своей кончиной, приезжал блаженный старец Китаевской пустыни, принявший на себя подвиг юродства, иеросхимонах Феофил, чтобы отслужить акафист перед Ченстоховской иконой Царицы Небесной. Совершал он его совершенно оригинально: ухватит у пономарей Великой церкви первую, попавшуюся под руку ризу, облачится в нее — и ну по братским кельям поспешно бегать да клирошан на акафист собирать; кто же противился из них --тех беспощадно подгонял палкой. Поэтому и служение отца Феофила бывало торжественным, и множество народа присутствовало в хлебной на этих акафистах.


В XX веке история Ченстоховской иконы Матери Божией в России имела свое продолжение. В 1914 году в Москву попечением Государыни императрицы Александры Федоровны, в виду угрозы наступления немецких войск, были переведены из Польши монахини Красностокского монастыря.
С собой они привезли две чудотворные иконы: Красностокские иконы Царицы Небесной.

Одна, небольшая, древняя — список чудотворной Ченстоховской иконы, другая — поздняя копия первой, прославленная не менее, чем оригинал. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград, в храм Красностокского подворья. После закрытия этого подворья одна монахиня увезла икону в Новгород, затем в Псков. После кончины монахини святую икону хранила вдова священника Вельского до 1954, когда святыня была перенесена в храм Гродненского женского монастыря, благодаря заботам игуменьи Гавриилы.


Вторая икона в 1918 году принесена в подмосковную Екатерининскую пустынь, переданную монахиням Красностокского монастыря. В 1922 году монахинь разогнали, а монастырь превратили в «Сухановку» - один из самых страшных застенков НКВД. Монахини сумели сохранить святыню и впоследствии передали ее Свято-Николаевскому Ермолинскому храму в городе Видное, где она находится и поныне. Знаменательно, что это один из семи храмов в Видном, который никогда не был закрыт. А в самой возрождаемой ныне Екатерининской пустыни так же был явлен список чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери. В 1993-1994 годах, на Духов День, пришел в обитель какой-то человек (имени не назвал), положил мешок и сказал только: «Возьмите, это вам» — и ушел. В мешке были три большие доски, когда их сложили -получилась икона Божией Матери, на которой было написано «Ченстоховская». Долго, всем городом собирали средства на позолоту для реставрации иконы. Освятить икону смогли только 15 февраля 2000 на Сретение, после того как в обитель была принесена икона Царя-Мученика Николая II, копия мироточивого образа. С тех пор на Духов День в обители установлено местное празднование этой иконе Божией Матери, каждое воскресение служится молебен перед Ченстоховской иконой Царицы Небесной, если кто закажет его накануне.



От православных паломников, по пути из Дивеево посещающих Арзамас, стало известно о явлении в Николаевском монастыре образа Ченстоховской Божией Матери, после чего дела в обители стали чудесно устраиваться. А в сентябре-декабре 2001 года замироточили самые обычные копии Ченстоховской иконы Божией Матери в домах православных христиан — две в Подмосковье, одна в Краснодарском крае. Возможно, ныне и еще где-то в нашей Дорогой России (так называл свою державу Государь Николай II) Царица Небесная подтверждает, что Ей угодны наши молитвы перед этим образом.

Одна из них – Ченстоховская-Сокольская – стала знаменита тем, что изобразилась сама на чистом холсте.

Перед этим художник пытался написать копию, но безуспешно.

Сокальская икона Божией Матери Утешение — чудотворная икона с изображением Богоматери Сокальской, которая хранится в святилище на территории Грубешова (Польша).
Чудотворная Богородица впервые упоминается в 1612 г. в летописи Сокальского монастыря.
Согласно легенде, эту икону написал в ХIV веке талантливый литовский иконописец Яков Венжик. Этот художник очень много творил и в результате — ослеп. Яков пошел на богомолье в Ченстохову. После молитвы Божией Матери Ченстоховской произошло чудо — зрение вернулось.




Пораженный красотой Черной Мадонны, художник решил написать копию иконы. Творить по памяти было трудно, поэтому он еще дважды посещал Ясну Гуру. Вернувшись домой последний раз, он увидел написанную на кипарисовой доске икону, от которой исходил свет. Яков Венжик понял, что она была завершена ангельской рукой. Произошло это в 1392.

Икону признали образом Матери Божьей Утешение и с большим почетом поместили в церкви города Сокаля.
В начале ХVI веках татары уничтожили Сокаль. Сгорела и церковь. Чудом уцелевшую икону нашли на пепелище. Город перенесли на высокий правый берег Буга, а на старом месте, построили часовню, где икона находилась почти сто лет.


В начале ХVII века по инициативе холмского епископа Станислава Гомолинского на месте часовни построили монастырь и костел Бернардинцев, где поместили икону Сокальской Божией Матери Утешение. 8 сентября 1724 состоялась ее коронация папскими коронами.
Здесь икона эта стала славиться своими чудесами, о чем рассказывали набожные люди. Монастырь стал центром религиозной жизни. Сюда приезжало много паломников из Польши и Руси, чтобы помолиться перед иконой, получившей название «русской Ченстоховы».


Но во время пожара церкви в мае 1843, икона сгорела. Пользуясь подтвержденной копией оригинала из маленькой церквушки в г. Поздимир, львовский художник Ян Машковский написал новую икону на медной пластине. В сентябре 1843 ее освятили.
В 1951 икона была перевезена в Краков и в течение 50 лет хранилась в часовне костела Бернардинцев



Один из чудодейственных списков образа Ченстоховской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенской церкви Хмелевского монастыря (Беларусь). 300-летняя икона написана на холсте. Она смогла уцелеть при пожаре, причем часовня сгорела полностью. После владелец реликвии имел откровение. Он построил Спасо-Преображенскую церковь (с. Хмелево), которая существует до сегодня. Прихожане храма свидетельствуют, что икона обладает исцеляющей силой, помогает от разных болезней. Православные приезжают издалека, чтобы поклониться и просить о милости Заступницу. Много раз икону хотели украсть, но она снова и снова оказывалась на своем месте.










Tags: красота, мать, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments