?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 December 2009 @ 01:11 pm
Ханука. Религиозные запреты, наложенные на евреев Антиохом  
Все картинки удалены по просьбе ревнивого правообладателя (включая гравюры Доре:))

Всем ясно, что Антиох объявил еврейству беспощадную войну. Но сами запреты из "декретов Антиоха" кажутся весьма странными. Почему Антиох налагает именно такие запреты?


В ханукальных молитвах нет ни одного текста, который описывал бы в подробностях события праздника Ханука. Хотя история эта нам в общих чертах известна, мне кажется, что ее подробности окутаны неким туманом. Необходимо заметить, что об эпохе Хашмонаев нам известно в основном из двух источников: четырех Книг Маккавеев (которые не были включены Мудрецами в ТаНаХ) и исторических описаний Йосифона (Иосифа Флавия). "Книги Маккавеев" были написаны в эпоху Хашмонаев, и в них рассказывается, помимо всего прочего, о религиозных запретах Антиоха и о еврейском восстании.

Итак, 167 год до н.э. На Ближнем Востоке господствуют две династии: Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте. Римская империя распространяет свою власть на обе династии. В этом самом году царь Антиох Эпифан шлет в Иерусалим указ, в котором он приказывает «...следовать чуждым законам, прекратить приношение жертв в Храме, нарушать Субботу и праздники. Осквернить Храм. Соорудить алтари и приносить на них в жертву свиней и других нечистых животных. Оставлять сыновей необрезанными, и наполнить их души всяческой нечестивостью...» (1-я Книга Маккавеев, 1:44-47).

Антиох назначает надзирателей, которые рыскают по городам Иудеи, приносят в жертву свиней, сжигают свитки Торы. Евреев, мужчин и женщин, которых ловят на соблюдении заповедей, казнят. Немало евреев погибло в те дни, освящая имя Всевышнего. 25-го кислева этого года Антиох учреждает языческие жертвоприношения на жертвеннике в Храме. Храм осквернен, немало евреев переходят в языческую веру, и всем ясно, что Антиох объявил еврейству беспощадную войну.

Почему Антиох налагает именно такие запреты? Самый распространенный ответ на этот вопрос таков: Антиох пытается силой насадить эллинизм, заставляя евреев отказаться от соблюдения заповедей своей веры. Мне кажется, что этот ответ следует обдумать еще раз.
Дело в том, что эллинизм – это культура, которая отличалась терпимостью. Ее девиз – «живи и дай жить другому», а точнее – «живи и не забывай платить налоги». Такой подход свойственен всему правлению династии Селевкидов – только в Иудее были наложены религиозные запреты, хотя на Ближнем Востоке существовало немало и других культов, разительно отличающихся от эллинизма. Ни один из них не был запрещен греками.
Почему же Антиох налагает столь ужасные запреты именно на евреев?


Гюстав Доре "Антиох преследует верующих израильтян"

Историки предполагают, что причины этого следует искать главным образом во внутренней политике Иудейского царства тех времен. Хотя некоторые утверждают, что Антиох был просто не совсем нормальный человек, славившийся своими приступами гнева, которые усугубились и поражением его войск в Египте (об этом - ниже), но этого объяснения недостаточно.
Что происходило в Иудее в тот период? Чтобы понять это, давайте перенесемся еще на 5 лет назад, в 172 год до н.э. В этом году коэн Менелай покупает у Антиоха первосвященство и изгоняет с этой должности первосвященника Ясона. Ясон, который также купил первосвященство у Антиоха в 175 году до н.э., уже ранее начал планомерно превращать Иерусалим в греческий полис со всеми его атрибутами. Менелай, который был первым "первосвященником", вообще не принадлежавшим к роду коэнов, продолжает политику Ясона, и благодаря многим своим начинаниям (как, например, продажа утвари Храма), приобретает сильную оппозицию.
В 168 году до н.э. Антиох начинает войну в Египте. По Иудее распространяются слухи, что Антиох убит, Ясон возвращается из изгнания и свергает Менелая. Тем временем выясняется, что Антиох жив и даже побеждает египтян. Однако Рим ставит Антиоху ультиматум: либо он вернется в Сирию, либо Рим начнет войну против него. Антиох отступает через Иудею и находит евреев в самом разгаре антигреческого восстания. Ситуация быстро усугубляется. Тогда Антиох устраивает резню, в Иудею посылаются отряды солдат, Иерусалим осажден и на евреев налагаются религиозные запреты.
Так какое же объяснение можно дать наложению религиозных запретов? Мы видим, что они были вызваны не идеологическими причинами, но все же почему Антиох не ограничился только резней и разрушениями и решил объявить войну еврейской вере? Боюсь, что ответ на этот вопрос Антиох унес с собой в могилу, и историкам ничего не остается, кроме как строить предположения. Но одно можно сказать довольно точно: если бы не внутренние распри между "власть придержащими" в Иудее, если бы не их стремление любыми путями упрочить свои позиции, если бы не их продажность – возможно, что беда религиозных запретов Антиоха не постигла бы еврейский народ.
Следует помнить: все катастрофы "внешнего" происхождения, сотрясающие еврейский народ, всегда имеют под собой причины "внутри"...
рав Хаим Шварц



1. Война за право верить

Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону, эллинизировать ("осовременить") их страну - с чем евреи, сохранявшие верность традиции, никак не могли примириться. Иными словами, в этой войне евреи добивались прежде всего религиозных, а не чисто национальных целей. Маккавейские войны отчасти носили даже характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.

2. У отступников всегда есть "логично обоснованные" доводы

Важно отметить, что евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти полувека, являлись (под защитой иностранных войск) проводниками греческого влияния в среде своего народа; они строили гимнасии и устраивали оргии, поклонялись греческим богам и высмеивали как "безнадежных ретроградов" тех, кто продолжал следовать еврейской традиции.
Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что принятие греческих норм жизни откроет евреям путь в "семью народов мира"; что греческая цивилизация более прогрессивна и для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры - культуры "национальной" по форме и "всечеловеческой" по содержанию, объединявшей весь окрестный мир, дававшей своим последователям чувство "гражданина вселенной" и являвшейся для них "высшим достижением прогресса и цивилизации". Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и мракобесами, которые выступают против "принятой во всем мире" цивилизации. И действительно - все народы и местные религии приняли эллинизм; только "возомнивший о себе" иудаизм отказывался "модернизироваться" (поскольку еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).

3. Реформировать-дополнять или реформировать-уничтожать?

Проблема эллинистов была совсем не в том, что их взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской истории, особенно в период Второго Храма, было множество движений и сект, но конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской жизни, оставаясь хотя бы в целом в рамках Закона и Традиции (что пытались сделать все остальные движения), эллинисты прилагали усилия к отказу от традиционных национальных принципов жизни, к замене их на якобы "общемировые" греческие. Ведущие деятели эллинистов были фанатиками прогресса, настолько уверенными в преимуществе современной культуры, что готовы были вести борьбу против "древних суеверий иудаизма" любыми методами, не останавливаясь в конце концов даже перед использованием чужеземных сил для подавления противника.
Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить всю традиционную базу и основать жизнь на принципах гуманизма - оказался той критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на сторону врага.

Гюстав Доре "Иуда Маккавей побеждает врагов и очищает храм"

4. Если видеть корни предназначения, то можно избежать конфликтов

Война Маккавеев - пример конфликта еврейской и греческой культур. Но между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут дополнять друг друга.
Благословляя своих детей, Ной сказал: "Благословен Г-сподь, Б-г Шема; пусть даст Б-г красоту и простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема" (Берешит, 9:26) Культура Яфета связана с простором - территории, ума, созидания, - и с красотой. Это культура эстетическая, в которой "создания культуры" живут жизнью, отдельной от создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладает ценностью независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих произведений. Культура же Шема - это "шатер", т.е. взаимоотношения между людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом. Это культура Закона, который неотделим от общины, ему следующей. Вся ценность закона и моральных норм не в том, чтобы их провозгласить; но в том, чтобы воспитать народ, который действительно осуществит эти принципы в своей жизни.

5. Два столпа современной мировой культуры

Таким образом, Шем и Яфет - т.е. евреи и греки - должны были стать двумя столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся эстетика восходит к греческим, а почти вся этика - к еврейским источникам. Эти две линии культуры человечества должны дополнять, но не пытаться подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству, как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии...

д-р Пинхас Полонский

 
 
 
Ларисаmuiere on March 18th, 2010 01:23 pm (UTC)
Именно так я смотрела раньше на еврейскую культуру - как эллинисты. Еще раз спасибо, оказывается, Пинхас Полонский - мне почти ровесник, а я ведь ничегошеньки о нем не знала. А могла ведь и никогда не узнать...
kotomyshkotomysh on March 18th, 2010 03:13 pm (UTC)
Вот и хорошо:)
Шолемsholem on December 16th, 2014 07:47 pm (UTC)
Прошу вас удалить фото, которые взято без разрешения с моего сайта - http://www.moshiach.ru/calendar/10/2460_39_4.html
kotomyshkotomysh on December 17th, 2014 06:18 pm (UTC)
Разумеется:) Простите, не имела ни малейшего намерения Вас популяризировать:))