kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Categories:

Александр Гринберг: русский пикториалист



Он прожил долгую, полную драматических событий жизнь - без малого целое столетие! Родился в царствование Александра III Миротворца, стал именитым фотографом еще в самом начале века, при Николае II, воевал в Первую мировую, несколько лет провел в германском плену. В гражданской войне был на стороне красных. В 20-е и первую половину 30-х годов активно работал как фотограф и кинооператор. В год великого перелома (1929) подвергся острой идеологической проработке за мелкобуржуазность художнической позиции.
В 1935 году он среди двадцати участников "Выставки мастеров советского фотоискусства", а год спустя - в одном из лагерей ГУЛАГа.






Классик русского пикториализма, Александр Гринберг родился в 1885 году в Москве, окончил физико математический факультет Московского университета и Строгановское художественное училище, во время учебы в котором увлекся фотографией. В 1907 году молодой фотограф стал членом Русского фотографического общества, а через пять лет после этого вошел в состав творческого руководства организации.




С 1910 по 1924 год работы Гринберга выставлялись почти во всех крупнейших фотосалонах, а сам автор был удостоен нескольких призов на международных выставках в Дрездене, Оттаве, Милане, Токио и Нью Йорке.




Гринберг в совершенстве овладел техникой благородной печати, позволявшей передавать в портретах оттенки настроения, в пейзажах – мимолетные впечатления от натуры. Современников его работы поражали виртуозностью исполнения. Эти фотографии превосходно вписывались в стилевые сплетения модерна. Фигура в портретах уплощалась, линия пела изысканную мелодию, моделируя формы.




В пейзажных снимках предметы растворялись в мареве среды, а свободная композиция настраивала зрителя на лирический лад. Еще в молодости Гринберг стал активным сторонником и пропагандистом масляной обработки отпечатков (бромойль, гуммиарабик, резинотипия).







На развитие его творческих принципов повлияла тесная близость к практике кино и работа кинооператором на известных киностудиях. Он и здесь заявил себя недюжинным мастером, почти десять лет (с 1922 года) занимал кафедру киносъемки в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК), воспитал немало учеников.










К середине 30 х годов мастер приходит к выводу, что творческое начало в фотографии может выражать себя и без сложной обработки снимка. Он формулирует идею «чистой фотографии» и вводит это понятие в обиход. Идея эта зародилась в пору работы над фотографическим воплощением «искусства движения». Интерес к теме вызвал приезд в СССР знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан, которая пропагандировала школу свободного танца и воскрешала в пластике движений дух античной классики.



Гринберг начинает ездить по подмосковным усадьбам вместе с танцевальной студией Веры Майя, которая воплотила новшества Айседоры в своих постановках.




Используя танцовщиц в качестве моделей, фотограф создал великолепные пластические этюды на фоне классической архитектуры усадеб Архангельское, Царицыно, Кузьминки, Николо Урюпино…




Когда в 1929 году начался разгром старой фотографической школы, и в списке тех, чьи произведения получили ярлыки «упадочные» и «социально импотентные», стояло имя Гринберга. Особенно досталось «красивым, бесполезным самкам» – обнаженным моделям на фотографиях мастера. Вывод был соответствующим духу времени: «эротизм, который питается истоками богатого, пресыщенного безделья, – советскому искусству не к лицу. Публичная, общественная фотография, – говорилось в статье «О «правых» влияниях в фотографии», – должна раз и навсегда прекратить доступ этому грязноватому пережитку капиталистических отношений, на свои выставки, в свои витрины, в свою печать».










В дни проведения выставки ведущий фотокритик тех лет Л. Межеричер (кстати сказать, в 1937 году репрессированный как «троцкистский вредитель») обрушился на Гринберга с обвинениями. Он писал: «Товарищ А. Гринберг... выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус. ...Появление на нашей выставке голых этюдов А. Гринберга – яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков».









«Когда дешевую символику пытаются выдать за образ — ничего, кроме пошлости, не получается», — писала о работах мастера «Литературная газета» в мае 1935 года.
На самом же деле в работе с женским телом Гринберг, пожалуй, не имел соперников в выражении идеального женского образа. На его фотографиях модели полны истомы, обещая блаженство и неземную любовь. В женщинах нет роковой страсти, а духовное не противостоит телесному. Именно гармония этих начал более всего занимала мастера, и поэтому его женские образы столь полнокровны и романтичны. Свои модели мастер снимал в небольшой комнате с использованием одного фона при минимальных осветительных средствах, однако каждая фотография была истинным произведением искусства





И все таки мастер рискнул еще раз выставить свои фотографии в стиле «ню» на выставке 1935 года. Любопытно, что развеской фотографий занимался Александр Родченко (кстати, сосед Гринберга по лестничной клетке), самый яркий выразитель противоположного направления в фотоискусстве – конструктивизма. Экспозиция оказалась для Гринберга роковой, его шедевры с обнаженной натурой «привели» его прямиком в ГУЛАГ.




В 1935 году, несмотря на постоянные нападки, позиции Александра Гринберга были довольно сильны. В январе он был награжден Почетной грамотой ЦИК СССР, позднее его пригласили на работу по оформлению Музея Ленина — очень почетное и ответственное по тем временам задание
Но 15 января 1936 года, на следующий день после окончания работ в музее, он был арестован по сфабрикованному обвинению в распространении порнографии, а 28 марта того же года осужден Особым Совещанием НКВД на 5 лет лагерей.





В 1939 году Гринберг чудесным образом был выпущен из ГУЛАГовского лагеря на свободу, но, тем не менее, на долгие годы он так и остался «бывшим заключенным». Вернувшись в Москву, фотограф продолжил снимать. Даже в военные годы Гринберг не покидал столицу, зарабатывая на жизнь съемкой портретов.







Умер Александр Гринберг в 1979 году в возрасте 94 х лет, пережив как своих хулителей, так и яростных критиков русского пикториализма. В наши дни интерес к творчеству Александра Гринберга с каждым годом растет. Его фотографии печатаются в журналах, участвуют в выставках. Творчество талантливого мастера служит прекрасным учебным материалом для современных фотохудожников. И хотя при жизни фотограф около 10 лет преподавал киносъемку в Гостехникуме кинематографии (будущий ВГИК), известным на весь мир его сделали именно фотоработы, которые до сих пор поражают зрителя удивительной пластичностью изображения и кажущейся простотой композиции.






Ушли в небытие хулители Гринберга, забыты яростные критики фотохудожников-пикториалистов, теперь их работы выставляет Третьяковская галерея. С творчеством Александра Гринберга знакомится фотографическая столица Европы - в Париже прошла персональная выставка Мастера.










источник
источник
Tags: толстушки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments