kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Что мы видим?

Я снова не скажу вам ничего нового и снова не открою для вас, как говорили в детстве, «Америку через форточку». Просто хочу напомнить вам уже хорошо известное... еще раз.

Знаете, от какой малости зависит насколько счастливая у нас жизнь?
Наша жизнь состоит в основном из прошлого и будущего. О будущем мы можем только догадываться, планировать его и закладывать его основы в настоящем.
А вот прошлое - это и есть то самое, что мы называем словом «жизнь».
Когда мы говорим «моя жизнь», мы имеем в виду уже известную нам часть - прошлое. Мы говорим «у меня было счастливое детство», «это были трудные годы». При этом, два человека, сидящих в одном окопе или за одним столом, могут оценивать этот момент жизни совершенно по-разному.

Вот так, оценка за оценкой, мы и описываем свою жизнь.
Если мы описываем ее в позитивных словах - мы считаем, что она была счастливой, если в негативных - несчастливой.


Кроме того, в зависимости от привычек концентрировать внимание на приятном или неприятном, мы и получаем веселые или трагические иллюстрации.
Нет в жизненных событиях выраженных плюсов и минусов, есть только наша оценка.

Помните притчу об отце двух дочерей, которые вышли замуж за гончара и садовника?
Плохи наши дела, - жаловалась одна дочь, - дождь проклятый льет и льет, нам негда сушить горшки...
Тяжкая доля! - сетовала другая, - нет дождя, наш сад вянет, на что же мы станем жить
....

Формально негативное событие может иметь в отдаленном будущем явные или скрытые позитивные последствия:

Еще притча .

Жил-был в одной глухой деревеньке отец с молодым сыном. Жили они бедно, беднее прочих - на все хозяйство одна корова, но на жизнь не жаловались.
Был в той деревне как-то проездом путник. Остановился он у дома того бедняка с сыном, попросил ночлег да ужин на несколько дней. Хозяин принял гостя в дом, но так как сами они жили впроголодь, то чтобы накормить странника, зарезал свою единственную корову.
Вся деревня прознала про это, и стали люди жалеть хозяина, что мол, жил человек беднее прочих, чтобы гостя принять единственную корову забил, а сейчас остался беднее бедного. На что хозяин им отвечал: "Я не знаю, хорошо это или плохо".
Вот прошло несколько дней, и собрался путник уезжать, а в качестве вознаграждения и платы за постой, оставил хозяину дома свою кобылу.
Прознали люди в деревне про это, стали сплетничать, что мол, хозяин-то не сильно разбеднел, теперь живет не хуже других. На что хозяин им отвечал: "Я не знаю, хорошо это или плохо".
Бывший бедняк хорошо ухаживал за кобылой, чистил, кормил, нашел ей пару, да и стал лошадей разводить. Скоро был у него уже небольшой табун. Стал он с сыном жить лучше прочих в той деревне, богаче.
А люди в деревне видели, как бывший бедняк богатеет и злословить стали, что мол, некоторых как жизнь балует, да что он уже богаче многих в деревне стал. Да не всем так везет. На что новоявленный богач им отвечал: "Я не знаю, хорошо это или плохо".
А сын богача полюбил лошадей, но особенно ту, которую тогда путник в дар оставил. Катался на ней много, а однажды кобыла взбрыкнула, и упал сын хозяина, ноги повредил и стал инвалидом.
Вся деревня стала причитать, что мол, за все богатство платить надо, и нет несчастнее отца. На что отец им отвечал: "Я не знаю, хорошо это или плохо".
Не успела наладиться жизнь отца с сыном, как мор в той деревне приключился, и весь табун лошадей заболел и издох.
Вся деревня сочувствовала отцу с сыном и поговаривала, что мол, несчастье одно не приходит, был человек беднее прочих, а теперь нет человека несчастнее. На что бедняк им отвечал: "Я не знаю, хорошо это или плохо".
И вот в краю том, где деревня была, приключилась война и всех молодых мужчин забирали в армию, только молодого сына бедняка, инвалида, оставили. Кровавая была война, и все мужчины погибли, остался только сын бедняка.
И вся деревня причитала и охала и пеняла бедняку, что мол, их дети погибли, а его сын жив остался. На что бедняк им отвечал:
"Я не знаю, хорошо это или плохо."


Пример из жизни.
Когда-то мне повезло работать в частном медицинском центре с потрясающими специалистами. Он располагался в нижнем этаже старинного здания в центре города, там были сводчатые потолки и толстые стены, дающие тепло зимой и прохладу летом, окна и двери выходили в зеленые дворики...
Но можно и так:
На последнем курсе, когда рушился СССР, я была вынуждена перейти на заочный и пойти работать не по профессии. Работали мы в подвальном помещении старого дома с грибком на стенах, где было жарко зимой и холодно летом, из окон не было видно ничего, кроме убогого двора...

Или вот еще:
Когда мы покупали продукты по карточкам, я отдавала свою порцию мяса коту, потому, что я без мяса могу, а кот - нет.
Это хорошо или плохо? Я отношусь к этим событиям позитивно: я нравлюсь себя в этой ситуации, я здорова и теперь уже не ем мяса по собственной инициативе, мне забавно об этом вспоминать, мне есть, что рассказать внукам... да мало ли можно найти плюсов?
Но если я стану драматизировать ту пору, то я, наверное, обреку себя на депрессивное переживание своей несчастной доли. Зачем?

В детстве я думала, что меня все любят и я всем нравлюсь.
Мне было комфортно, поэтому я говорю: у меня было счастливое детство.
Конечно, оглядываясь назад, я могу сконцентрировать внимание на том, как манипулировала мной мама, как из меня делали «послушную девочку», как я пугалась, плакала, боялась. В моей жизни было и то, и другое. Но когда я была маленькой, мне было хорошо. И не надо заново переоценивать «хорошее».
А в юности я была меланхоликом.
Не важно, каковы были основания, но я долго считала, что юность моя и молодость были безрадостными и я была несчастна. Возможно, субъективно и была, раз так чувствовала, наверное.
Но сейчас, когда от моих 20 меня отделяет еще 20, можно и пересмотреть этот отрезок.
Была ли жизнь моя плоха?
Нет. Были проблемы, трудности, препятствия, слезы, но кроме них было много радости, веселья, достижений, того, по чему я скучаю, много хорошего, светлого, интересного.

Мне кажется, что к труду, решению задач, разрешению проблем, преодолению себя, вообще стоило бы относиться как к сугубо позитивным явлениям - ведь это именно то, что делает нас человеками, разумными мыслящими существами, а не прямоходящими переваривателями гамбургеров.

И самое важное.
если бы в моей жизни не было того, что я считаю «плохим» , «трудным» и «трагическим», то я:

1. не оказалсь бы в той точке пространства/времени, где нахожусь сейчас в тепле и комфорте с ноутбуком на коленях;
2. не получила бы того бесценного опыта, который мне позволил тут оказаться;
3. не извлекла бы уроков, которые дали мне множество разнообразных умений, навыков и прочих полезных мыслей и идей.



Наши оценки изначально задаются не действительным положением вещей, а устойчивой системой представлений, сформированных давным давно.

Стереотипы «хорошего» и «плохого» помогают нам экономно и без затрат сортировать информацию.
Но помимо явной пользы, они приносят и ощутимый вред: совершенно безотносительно последствий, событие автоматически, неосмысленно зачисляется в ячейку «плохо» или «хорошо».
Самое разумное, что можно тут сделать, время от времени пересматривать ящики с ярлычком «плохо» и обнаружив «хорошие» следствия «плохих» причин перекладывать содержимое в «положительную ячейку».

Всякий раз, размышляя о своих проблемах, я обнаруживаю те явные или скрытые выгоды, которые я извлекла из этих проблем.
Готова ли я отказаться от «ништячков» и «бонусов», которые у меня есть сегодня? Да ни боже мой!
А значит, и события, приведшие к появлению у меня этих вознаграждений и дивидендов, логично не считать «плохими».

Наша память сохраняет всю картину в совокупности. Но сознание подобно лучу карманного фонарика, выхватывающему из темноты только часть картины, ограниченную светлым кругом.
Какую именно часть осветить - решать нам.



И снова притча.

Китайский мудрец говорил своему юному депрессивному другу: 

- Огляди внимательно комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета.
Когда юноша справился с задачей, мудрец ему задал следующую задачу: 

- Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи синего цвета!
Юноша растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал только вещи коричневого цвета!» 

И старый китаец ответил ему:
Открой глаза, осмотрись — в этой комнате очень много вещей синего цвета.
И продолжал старый мудрый китаец:
- Этим примером, я показал тебе правду о твоей жизни: если ты ищешь в жизни только плохое, то ты и будешь видеть только плохое, замечать исключительно плохое, только плохое будешь помнить о своей жизни и станешь считать свою жизно плохой. И плохо проживешь свою плохую жизнь.
Tags: притчи, психология, угол зрения
Subscribe

  • я во прахе у ног Твоих

    И возливая миро на Спасителя, эта женщина, сама того не зная, заранее совершила погребальное помазание и исповедала Его Христом, ведь греческое…

  • Иуда

    Видно, совесть у предателей чиста. Среди них бывают тоже чудо-юды: Снова вышла биография Христа В популярном изложении Иуды. Иуда. Это…

  • Чудотворная Одигитрия, которой нет

    Этот Образ Божией Матери относится к иконографическому типу «Одигитрия». Но композиция необычная. Богоматерь держит младенца Иисуса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • я во прахе у ног Твоих

    И возливая миро на Спасителя, эта женщина, сама того не зная, заранее совершила погребальное помазание и исповедала Его Христом, ведь греческое…

  • Иуда

    Видно, совесть у предателей чиста. Среди них бывают тоже чудо-юды: Снова вышла биография Христа В популярном изложении Иуды. Иуда. Это…

  • Чудотворная Одигитрия, которой нет

    Этот Образ Божией Матери относится к иконографическому типу «Одигитрия». Но композиция необычная. Богоматерь держит младенца Иисуса,…