kotomysh (kotomysh) wrote,
kotomysh
kotomysh

Category:

Фернандо Ботеро


Где-то я слышал, что мужчины врут, когда говорят, что любят сухое вино и худых женщин, на самом деле они любят пиво и толстушек.



Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, впрочем, у него и цветы в вазах упитанные. Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.




Как-то раз, бродя по припортовым улочкам Барселоны, я наткнулся на бронзового кота размером с небольшой дачный домик. Я тогда еще не знал, что это творение Ботеро, но он мне, как говориться, запал в душу, и, когда недавно я увидел картины художника в передаче Euro News, я почему-то сразу припомнил того кота, и не ошибся - кот оказался даром Ботеро столице Каталонии.






Кот в Барселоне


Кот в Нью-Йорке


Кот в Берлине


Медельин, Колумбия


Кот в Ереване



Фернандо Ботеро родился в 1932 году в городе Медельин, известном в мире своим картелем наркодельцов. Его семья потеряла своe состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. В детстве Фернандо мечтал - стать тореро, но в 15 лет вдруг заявил матери, что желает стать художником и больше никем. Это совершенно не вписывалось в ппланы его консервативной родни, которая считала, что искусство может быть увлечением, но не профессией. Несмотря на это Ботеро постепенно добился того, чтобы его иллюстрации стали появляться в газете «Эль-Коломбиано». В качестве иллюстратора он проработал до 1951 года, когда решился уехать в Европу в поисках новых знаний.




Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо. Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Св. Марка у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским Возрождением. Позже, в 1952 Ботеро вернулся на родину, и устроил свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса.
В том же 1952 году он принял участие в конкурсе Национального художественного салона, где его картина «У моря» получила второе место. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.



До 1955 года Ботеро рисовал, в основном, обычных мужчин, женщин и животных, тогда он еще не открыл для себя ни «толстушек», ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они «пришли» как бы случайно, когда однажды в «Натюрморте с мандолинной» инструмент вдруг «растолстел» до смешного. Это был момент истины для Ботеро - он нашел свою нишу в искусстве.



В 1964 году Фернандо женился на Глории Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляло желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой «европейский» опыт и стал, копировать старых мастеров.
Одновременно он работал над собственными произведениями, и вскоре, в 1970 году выставился в Галерее Мальборо. Так началась его мировая известность. Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным.









Сейчас Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже он пишет большие полотна, в Италии проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает скульптуры, на Лазурном берегу и в Нью-Йорке рисует акварелью и тушью. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.













Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира. В 1992 году Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, предложил Ботеро провести персональную выставку на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один иностранный художник.











С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы он своим творчеством украшал праздники. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции... Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, и многие стоят в очереди.




Его произведения считаются одними из самых дорогих в мире, так, например, его картина «Завтрак на траве», была продана за миллион долларов. В России есть его скульптурная композиция «Натюрморт с арбузом» (1976-1977). Он подарил ее «Эрмитажу», где она и выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.



"Люди удивляются, почему я раздариваю свою коллекцию. Конечно, очень приятно видеть на стенах моего дома в Париже или Нью-Йорке хорошие работы. Но еще более приятно сознавать, что эти картины с наслаждением увидят тысячи колумбийцев, которые не имеют возможности путешествовать по музеям мира," - сказал Ботеро.

В ответ на щедрость своего знаменитого земляка Медельин выделил несколько кварталов в центре города, где находится Музей Антиохии, на размещение культурного центра, который и был назван соответственно - "Сьюдад Ботеро" ("Город Ботеро"). Искусствовед Эдуардо Серрано считает, что Медельин, второй по величине город Колумбии, превратится благодаря этому начинанию в музейный центр, в котором искусство станет частью повседневной жизни. Алькальд города Хуан Гомес Мартинес надеется, что культурная зона, включающая Музей Ботеро, сделает Медельин привлекательным для туристов, для которых этот город был прежде символом наркобизнеса, партизанщины и разгула преступности.

Ботеро не стал отшельником, он всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб»
Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Она состоит из 48 живописных полотен и рисунков, изображающих обнаженных заключенных, которых травят собаками и избивают тюремщики.



Впервые серия была показана в Колумбии в апреле 2005 года. Ботеро заявил, что тема «Абу-Граиб» будет продолжена. «Я еще не сказал всего, что хочу сказать по этому поводу. Есть еще сюжеты афганских тюрем, американской базы Гуантанамо на Кубе», - говорит художник.

Картины, получившие известность всего несколько месяцев назад, поражают актуальностью тем. На одной из них изображен Пабло Эскобар , известный наркомафиози, глава медельинского картеля, погибший под пулями сил безопасности. На другой картине - портрет "Тирофихо" ("Меткого стрелка"), лидера самого крупного партизанского объединения. Есть также картины на темы кровавых расправ, бесконечных похоронных процессий, то есть всего того, чем страна живет уже на протяжении 36 лет. "Это свидетельство о нашем сумасшедшем времени, отражение происходящего в Колумбии", - говорит художник, который теперь, из-за волны насилия и нестабильности, лишь короткими наездами бывает на родине. "Когда Колумбия станет цивилизованной мирной страной, люди посмотрят на мои картины и удивятся, в каком иррациональном, абсурдном мире мы жили", - добавляет художник.

Его оптимистическая вера в будущее родной страны, без сомнения, воодушевляет колумбийцев, поскольку реальная действительность ужасает: в прошлом году было совершено почти три тысячи похищений, за первые восемь месяцев этого года - 314 кровавых расправ, в которых погибло 1389 человек.

"Все страны прошли через суровые кризисы и смогли возродиться. То ли люди устают от насилия, то ли в головах что-то просветляется, но я уверен, что колумбийская драма не будет вечной," - считает художник.



ЧАСТНАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АНДРЕЯ ЕВПЛАНОВА
Фернандо Ботеро
Tags: толстушки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments